Александр Городницкий: Авторская песня идет от русской народной песни, цыганского и городского романсаНИА-Дагестан
Поэт, один из основоположников бардовской песни, Александр Городницкий представил в Ессентуках, в рамках прошедшего XIV фестиваля авторской песни «Поющий источник», свои новые книги «Будет помниться война» (в нее вошли стихи поэта о блокадном детстве, а также о войнах нашего времени: афганской, чеченской, войне на Украине) и «Давайте верить» (в первой главе этого сборника опубликовано более 50 новых стихотворений, во второй – более 50 старых, но ранее неопубликованных, впервые изданы две поэмы) и диск «Давайте верить в чудеса», в который вошли песни последних лет. В заключительный день фестиваля, специальным гостем которого он был, после своего концерта Александр Моисеевич дал эксклюзивное интервью корреспонденту «НИА Кавказ». Сегодня в зале и на сцене мы видим в основном людей возраста среднего и старше. Не означает ли это, что авторская песня постепенно уходит в историю? Я думаю, что означает. Молодежи действительно мало. Вот я недавно, буквально неделю назад, в прошлую субботу, был на открытии мемориальной доски на доме, где жил Юра Визбор, который является кумиром, символом нашей русской авторской песни. Так там было человек двести, а молодежи там практически не было. Были люди среднего возраста, жизнь которых была связана с его творчеством. Это говорит о том, что авторская песня сейчас терпит некоторый кризис. Хотя, скажем, на Грушинском фестивале, где мне доводится быть председателем жюри, в этом году было 80 тысяч человек. И там молодежи много. Из разных мест, в основном из провинции. Города немного отличаются от периферии, потому что на периферии, мне кажется, с молодежью дела обстоят лучше. В городах с молодёжью начинаются проблемы, потому что много отвлекающих факторов: современная музыка, современные ритмы. Значит ли это, что авторская песня была песней места: костер у палатки, очаг в хижине, кухня, а сейчас всё это ушло, и вместе с ними уходит и интерес к авторской песне? Нет, конечно нет. Авторская песня к кострам прямого отношения вообще не имеет. Какое отношение к кострам имеет Александр Галич? Никакого. Или Булат Окуджава? Или Михаил Анчаров? Авторская песня во многом смыкалась с туристкой и самодеятельной песней. Это другое дело. Авторская песня сейчас, в наше время, потихоньку сходит на нет вместе с уходом из жизни первого поколения авторов, которые были прекрасными поэтами и литераторами. Те, кто пришёл им на смену - это прекрасно поющие люди, прекрасно играющие. А вот что касается поэтической составляющей, то она потихоньку уходит. И в этом проблема, в этом причина кризиса. Очень много людей считают, что это не жанр места, а жанр времени. Что это явление чисто историческое, шестидесятых – семидесятых годов, что в наше время оно себя как бы изжило. Однако в России и на постсоветском пространстве каждый год проходят не сотня, а несколько сотен фестивалей авторской песни, на которые собирается молодежь. И они поют, значит потребность есть. За рубежом – то же самое, десятки фестивалей Мне довелось на них побывать и в Америке, и в Израиле. Там популярен этот жанр? А как же! Шансон и авторская песня – это одно и тоже? Нет. Не одно и тоже. Я противник шансона. Я имею в виду французский шансон. Французский шансон - да. Но он французский. А авторская песня - это чисто национальная русская тема. Она идет скорее от русской народной песни, от цыганского романса и от городского романса. Шансон – это великое искусство, но это французское искусство. Шансонье – это не наши дела. Понимаете? Как всё это будет развиваться дальше я не знаю, и никто не знает. Но пока живет как-то. Рок – это музыка протеста, диско – музыка нескончаемого праздника. Как бы вы определили авторскую песню? Авторская песня не обязательно должна быть песней протеста. Какой протест, например, у Новеллы Матвеевой или Булата Окуджавы? Это лирические поэты. Были там и протесты. Это Галич, неподцензурные песни, молодой Юлий Ким. Конечно авторская песня имела серьезную протестную составляющую. Это Высоцкий. И в этом была её ценность тогда, в то время, когда всё было задавлено, всё было под запретом. И она была под запретом. Вся. Сейчас этого нет. Свой концерт сегодня Вы завершили песней «Севастополь», которая, в свою очередь заканчивается словами «Севастополь останется русским!». В связи с этой песней от вас не отворачивается общественность, которая именует себя демократической? У меня есть определённые трудности. Эта общественность встретила эту песню в штыки. Но меня извиняют две вещи. Первая: песня эта была написана не под сурдинку действий нашего правительства, а за восемь лет до этого. А во-вторых, в этой песне нет ничего ни антиукраинского, ни агрессивного. Это песня об исторической справедливости. Я ни от одного слова этой песни не отрекусь. Потому, что Севастополь, веками политый русской кровью, как был, так и остается исторически принадлежностью многострадальной матушки России. Где бы он не числился. Справка. Александр Моисеевич Городницкий родился 20 марта 1933 года в Ленинграде. Советский и российский ученый, геофизик, океанолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор, член Российской академии естественных наук. Заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН. Широко известен также как поэт, бард, один из основоположников авторской песни. Член Союза писателей РФ. Лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы. Википедия. Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram. |
|