Дагестан и Грузия, воплощенные в фотографиях Манабы МагомедовойНИА-Дагестан
В среду, 15 марта, в музее истории города Махачкалы состоялось открытие фотовыставки «Манаба Магомедова. Искусство фотографии. Дагестан и Грузия 1950-1970-е гг.». Организаторами вернисажа являются администрация г. Махачкалы, столичное Управление культуры, музей истории города Махачкалы. Куратором выставки выступает директор музея и автор проекта Зарема Дадаева. «Известный в Тбилиси искусствовед Рене Шмерлинг посоветовала ей записывать все наши горские адаты, фотографировать быт горцев. Благодаря ее записям и фотографиям вышли ее первые книги в 1967 году. Я хочу выразить огромную благодарность Зареме Дадаевой, потому что это ее идея. Эти фотографии так бы у меня и лежали, если бы не Зарема. У мамы, кстати, есть еще и этнографические фотографии утвари и предметов быта горцев. Эти вещи уже не существуют, но живут на фотопленке», – говорит дочь Манабы Магомедовой Лейла Изабакарова. Серебряная легенда Кавказа Манаба Магомедова, выдающийся художник-мастер-ювелир из дагестанского аула Кубачи, представляет зрителю свой Кавказ, только воплощенный не в серебре, как мы привыкли видеть в ее творчестве, а в фотографии. Манаба Магомедова, уроженка прославленного аула златокузнецов Кубачи, долгие годы жила и работала в Тбилиси, где соприкоснулась с древней грузинской культурой, которая оказала влияние на формирование её творческих взглядов. Став уже известным художником, она внесла свою лепту в развитие современного прикладного искусства Грузии. Долгие годы преподавала в Тбилисской академии художеств, воспитав целую плеяду последователей. За большой вклад в развитие грузинского искусства она удостоена звания «Народный художник Грузии», ордена Чести. На открытие пришли почитатели творчества Манабы Магомедовой, ее ученики, коллеги-преподаватели, видные деятели культуры, искусства и науки Дагестана. Выступавшие говорили о Манабе Магомедовой как о человеке редкого таланта, неутомимой труженице, уникальном художнике, сумевшем соединить в своем творчестве богатые художественные традиции Грузии и Дагестана. «Эта выставка такая многоярусная, многоуровневая. Мы можем видеть, каким был Дагестан в прошлом столетии. Это частная и честная история, которая может быть нашей настольной книгой. Эта выставка уже была в Грузии. Мы немножечко потеряли связь с нашими соседями, а это так неправильно. У нас схожая культура и даже генотип людей одинаковый, если смотреть на эти фотографии. Конечно, архитектура отличается, но люди, такие теплые, такие близкие, такие замечательные! И, конечно, стоит сказать о самом образе Манабы Магомедовой – женщине-матери, женщине-труженице, женщине с богатейшим внутренним миром. Она по-прежнему нужна Дагестану. Да, мы живем в 21 веке, но пример Манабы, ее личности все еще чрезвычайно важен в нашей жизни», – считает Татьяна Гамалей. В выступлениях подчеркивалось, что Манаба Магомедова на протяжении долгих лет была связующим звеном между двумя народами и своей жизнью, и творчеством внесла неоценимый вклад в упрочение взаимоотношений между ними, во взаимообогащение двух культур. «Все знают это имя. Это великая, выдающаяся личность, первая женщина-ювелир. Сегодня видим ее в новой ипостаси. Мы представляем фотографии, выполненные в 50-70-х годах прошлого века. Они сделаны во время ее этнографических поездок. То есть до сегодняшнего дня в богатой биографии Манабы Магомедовой фотовыставок не было. Все произошло удивительным образом. Дочь Манабы, Лейла Изабакарова, показала мне несколько пленок и фотографий своей великой мамы, и тогда я поняла, что этот материал необходимо показать. Это замечательный, богатейший фотоархив истории Дагестана того периода, который, к сожалению, прошел. На фотографиях видим ушедший Дагестан, архитектуру того времени, аулы… Тем не менее, я настаиваю на том, что все увиденное нами здесь, несмотря на этнографическую ценность, в первую очередь является самым настоящим искусством. В мае прошлого года наш музей представил эту выставку в музее истории города Тбилиси. Грузинская публика была просто в восторге. Нам говорили: «Вы открыли для нас новую Манабу». Этим и интересна данная выставка. Сегодня давно известное имя открывается с абсолютно другой стороны», – рассказывает Зарема Дадаева. «Прогуливаясь по Москве и проходя с улицы Никольской на Охотный ряд, обратил внимание на огромный баннер, говорящий о том, что в государственном музее проходит выставка, посвященная творчеству Манабы. Мне, дагестанцу, стало особенно приятно от понимания, что на такой площадке будет представлено творчество великого человека и прекрасной горянки, которой действительно была Манаба Магомедова. Я хочу пожелать всем нам, чтобы в истории Дагестана было больше таких людей и подрастающему поколению было на кого равняться», – отметил Запир Алхасов. Манаба Магомедова (1928-2013), художница по металлу. В 1960 году стала членом Союза художников сначала СССР, потом России. В 1978 году получила звание «Народный художник Дагестана». С 2003 года – заслуженный художник Российской Федерации. Ее произведения хранятся в 16 музеях России, Грузии, Германии и других стран, а также в частных коллекциях. Имя художницы вошло в ряд энциклопедий. Манаба всегда отмечала, что большую роль в становлении ее как художника сыграла искусствовед Ренэ Шмерлинг. Именно она посоветовала ей записывать все, что касается традиций и обрядов ее родного Кубачи: свадьбу, поминки, рождение ребенка, выпечку хлеба и другие ритуалы. В поездках в Кубачи Манаба вела записи и не забывала фотографировать, показывала Ренэ Оскаровне, и впоследствии эти записи воплотились в книге Манабы «Я – кубачинка», вышедшей в 1968 году. В 1971 году книга вышла в Тбилиси в переводе на грузинский язык под названием «По следам традиций». В 1974 году в Москве была издана книга «Узоры жизни». Большая часть фотографий Манабы, использованных в этих книгах, представлены в проекте. В экспозиции выставки также представлена серия фотографий, сделанных на съемках фильма Тенгиза Абуладзе «Ожерелье для моей любимой», который снимался в дагестанском ауле Чох. В фильме были использованы украшения, выполненные Манабой Магомедовой специально для него. Большие мастера живут вечно. Сила их искусства делает мир богаче и лучше, объединяя и созидая. В истории искусства Кавказа навечно вписано: Манаба – Дагестан – Грузия. Стоит отметить, что фотоработы Манабы примут участие в Международном фотофестивале «Kolga», который номинировал автора на приз А. Роинашвили. Выставка в Махачкале продлится до 29 марта. Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram. |
|