РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Есть такая профессия – водитель троллейбуса

НИА-Дагестан

89Есть профессии, которые считаются не совсем женскими. Водитель троллейбуса как раз из таких, хотя женщины за рулем этого транспорта в последнее время встречаются все чаще. Об одной из таких женщин мы сегодня и поговорим.

Салихат Абдурагимова – водитель троллейбуса с 40-летним стажем. Родом из селения Геба Акушинского района. В Махачкалу переехала с семьей, когда ей было 16 лет. Говорит, что любовь к вождению появилась еще в детстве.

– К отцу приезжали его друзья, кто на машинах, кто на мотоциклах, так вот, я угоняла их и направлялась в сторону моря. И каталась, пока не застряну в песке, а потом оставляла транспорт и убегала. Тогда еще я поняла, что вождение – это мое, – с улыбкой вспоминает Абдурагимова.

После окончания школы Салихат поступает в торгово-кулинарное училище, затем следуют 4 года работы в магазине. Совершенно случайно она узнает, что в Махачкалинское троллейбусное управление требуются водители, но для начала нужно пройти обучение. Салихат решается: рассчитавшись на своей прежней работе, приходит в сентябре 1976 года на курсы. Тогда курсы длились 10 месяцев, рассказывает она. После сдачи последнего экзамена наша героиня становится водителем троллейбуса. Семь-восемь лет работает без перерыва. Потом выходит замуж, появляются дети и… несколько лет перерыва.

Семейная жизнь сложилась не совсем удачно, 14 лет назад Салихат развелась, у нее остались пятеро дочерей.

– Муж у меня был в Афгане, бедный, несчастный человек. Постоянно пил, помощи никакой не было. Так сложилась судьба, дочерей пришлось вырастить самостоятельно, – рассказывает Абдурагимова.

Чтобы прокормить семью, Салихат вновь выходит на работу, а в свободное время подрабатывает таксистом.

Сегодня ее дочери уже взрослые, трое из них работают вместе с матерью в городском троллейбусном управлении. Салихат говорит, что сама настояла, чтобы дети пошли работать водителями троллейбусов: и работать спокойно, и стабильный заработок есть.

– Звоню Альбине (одна из старших дочерей), приходи, говорю, на курсы.

– Я не хочу, мама, не умею водить троллейбус, – отвечает. Да и муж ее был против.

– Я ей и говорю: или муж, или я, – рассказывает Салихат и улыбается. – Пришла, трехмесячные курсы прошла, работает сейчас. Теперь довольна, и работа очень нравится.

Всех троих дочерей Салихат Абдурагимова стажировала сама, и ни одна, по ее словам, не пожалела, что стала водителем троллейбуса.

Младшая дочь учится в институте, хочет заниматься научной деятельностью. А самая старшая замужем, нигде не работает.

Живет Салихат с двумя дочерями и внучкой в комнате в общежитии.

– Конечно, тесно. Хотелось бы, чтобы площадь немного была побольше. Мы семья афганца, но ни льгот никаких не имеем, ни жилой площади у нас сегодня нет. А обращаться даже не знаем куда, – сетует женщина.

Возвращаясь к теме профессиональной деятельности, спрашиваю: не трудно маленькой хрупкой женщине управлять такой махиной?

– Никаких трудностей нет (смеется). Бывает, на дорогах пробки, бывает, не уступают. Но в целом никаких сложностей, на дороге нас начали бояться, – шутит Салихат.

В этом году нашей героине исполнился 61 год. Говорит, что работу оставлять пока не думает.

– Пока есть силы, будут работать. График очень удобный: два через два. Выходим в 6 утра и заканчиваем в 8 вечера. Пока бываю дома, успеваю соскучиться по работе (смеется). Каждый год мы проходим полный медосмотр, если пройду его снова, буду работать, – заявила Абдурагимова.

Руководство Махачкалинского троллейбусного управления положительно отзывается о Салихат. В частности, главный инженер Фузулу Фузулаев, который также проработал в управлении не один десяток лет, рассказывает, что за все время Салихат показала себя только с хорошей стороны. Обучила многих молодых водителей и является наставником для молодежи.

– Мало того, что сама ответственный работник, так еще троих дочерей привела, и они прекрасно справляются со своими обязанностями. Мы довольны этой семьей, ничего кроме хорошего сказать нечего, – говорит Фузулаев.

По словам собеседника, сегодня троллейбусный парк насчитывает 40 единиц техники. Из них ежедневно на линии выходят 27-29 троллейбусов. Среди водительского состава женщин большинство – 29 человек.

– Больше женщин – проблем меньше. Они не пьют, не гуляют, относятся к своей работе добросовестно, и культура обслуживания, естественно, становится выше, – говорит Фузулаев.

Главный инженер троллейбусного управления отметил, что в последнее время снят вопрос утечки кадров.

– Раньше у нас было так: отучатся 3 месяца, поработают пару месяцев и уезжают. За последнее время из нашего коллектива никто не уходил. Даже те, кто работают в Москве, просятся к нам, приносят рекомендации, – рассказывает Фузулаев.

По словам главного инженера, за последние два года троллейбусное управление финансировалось не в полном объеме, а в этом году дела в этом плане обстоят лучше. Всяческая помощь оказывается руководством республики и города.

– В этом году благодаря руководству республики и города наконец-то начали решать вопрос строительства троллейбусной линии до города Каспийска. Жители двух городов долго ждали этого момента. На сегодняшний день линия смонтирована, обкатку провели, но из-за нехватки электроэнергии временно не можем открыть движение. Сейчас этот вопрос тоже решается, и в ближайшее время мы сможем открыть новый маршрут, – отметил Фузулу Фузулаев и уверенно заявил, что у махачкалинских троллейбусов есть будущее и такие водители, как Салихат Абдурагимова, преданные своему делу, всегда будут нужны.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.