РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Сергей Меликов: «Сегодня в Дагестане нужно создавать единую систему образования»

НИА-Дагестан

973A2244Врио Главы Дагестана Сергей Меликов 26 марта провел в стенах Дагестанского государственного университета заседание Совета при Главе РД по науке и образованию по вопросу интеграции системы образования в сферу производства. Цели такой работы – актуализировать прогноз потребности рынка труда в специалистах по различным направлениям и обеспечения их трудоустройства.

В рамках заседания выступили руководители органов власти, ректоры вузов, представители промышленных предприятий и научного сообщества, что позволило получить полную картину ситуации в отрасли.

Поприветствовав собравшихся, Сергей Меликов отметил, что ДГУ имеет богатую историю и в октябре будет отмечать 90-летие со дня образования. Положительно оценив деятельность вуза, глава региона констатировал, что его выпускники успешно работают во многих регионах России.

Обозначая тематику заседания, руководитель республики подчеркнул, что необходимо определить, как дальше двигаться в части развития образования и науки в Дагестане.

«Состояние системы образования оказывает прямое влияние на экономику, социально-экономическое положение республики в целом и отдельных направлений, которые могут повысить благосостояние жителей Дагестана. В значительной степени благодаря учреждениям образования из детей вырастают люди, которые способны улучшать качество жизни населения и задавать новые направления, по которым сегодня современный мир развивается. Детский сад, школа, вуз – это цепочка, которая воспитывает гражданина, человека, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, ощущающего себя частью ее истории и культуры. Сегодня, когда республика остро нуждается в настоящем рывке в развитии, состояние образовательной системы, ее качество особенно важны», – заявил глава субъекта.

Вместе с тем руководитель региона подчеркнул: «Интеграция системы образования в сферу производства, прогноз потребности рынка труда, трудоустройство наших выпускников – это очень важные вопросы. Однако более глубокий анализ ситуации показывает, что они не находятся в центре внимания жителей Дагестана. Их беспокоят иные темы – качество преподавания в школах, состояние школ, доступность дошкольного и школьного образования. Чтобы добиться ощутимых изменений, необходима комплексная перезагрузка всей системы образования региона».

Продолжая, Сергей Меликов объявил об освобождении от занимаемой должности по собственному желанию врио министра образования и науки РД Уммупазиль Омаровой. Новым врио министра образования и науки республики назначен ректор Дагестанского госуниверситета народного хозяйства Яхья Бучаев.

«Сегодня мною подписан указ об освобождении Омаровой от временного исполнения обязанностей по собственному желанию. Я бы хотел поблагодарить Уммупазиль Авадзиевну за то, что она сделала на своем посту, будучи также и вице-премьером, курирующим вопросы образования. Считаю, что эта работа принесла определенную пользу Дагестану. Выражаю надежду, что вы и впредь будете использовать свой высокий профессионализм и богатый опыт на благо республики», – сказал Меликов.

Поблагодарив экс-министра за работу, глава региона представил ректора ДГУНХ Яхью Бучаева: «Мы все его хорошо знаем. Этот человек известен в республике и за ее пределами. Яхья Гамидович – заслуженный работник образования. Более 10 лет он руководит передовым республиканским вузом, который за эти годы стал университетом, готовящим специалистов по фундаментальным и прикладным наукам, осуществляющим серьезную научно-исследовательскую работу. Уверен, на новом посту Яхья Гамидович использует все свои знания, опыт, навыки, чтобы обеспечить решение комплексных задач, стоящих сегодня перед республиканской системой образования».

Уммупазиль Омарова в свою очередь отметила, что годы работы в должности вице-премьера и министра образования и науки были достаточно сложными, но вместе с тем интересными и важными. «В этом зале много коллег, с которыми совместно мы сделали все, чтобы качество образования в нашей республике повысилось. Хотелось бы выразить им слова признательности. Спасибо вам огромное! Мы сделали очень многое», – заключила она.

В рамках выступления Сергей Меликов также заявил, что предстоит большая работа по преодолению проблем, стоящих перед образовательной системой региона.

«Дагестан исторически является одним из центров образования, науки, учености на Кавказе, а в опубликованном недавно сводном показателе Рособрнадзора республика заняла предпоследнее место среди регионов страны», – сказал глава региона. В этой связи Меликов затронул ряд проблемных вопросов. Например, наболевшей проблемой республики является малый охват детей дошкольным образованием – всего 25,3%. Более чем в 630 населенных пунктах, где проживает порядка 300 тысяч детей дошкольного возраста, нет детсадов и яслей. В республике свыше 120 школ располагается в аварийных зданиях, 87 – ветхих школ, а 28 образовательных организаций по-прежнему работают в три смены.

Изменить ситуацию в лучшую сторону можно было благодаря реализации нацпроектов. Однако и здесь возникли сложности. Касаясь их, глава региона отметил, что по проекту «Демография» остались неосвоенными 2,6 млрд рублей, выделявшихся на строительство детских садов и яслей. Из 55 строившихся в 2020 году объектов на конец года завершено 12. Только чуть больше половины средств освоено в рамках нацпроекта «Образование». Так, из 17 запланированных в 2020 году школ введено лишь 2. В рамках регионального проекта «Жилье» по программе «Стимул» построено две школы в Каспийске, при этом часть средств возвращена в федеральный бюджет, хотя за счет сэкономленных денег можно было закупить дополнительное оборудование для школ или улучшить условия для детей.

Такое положение дел, констатировал руководитель республики, создалось из-за недостаточно эффективной работы профильного министерства и ряда региональных ведомств.

«Вертикаль «детский сад, школа, вуз» не может быть нарушена. Не будет дошкольного образования – мы не получим качественного школьного обучения. Если школьному образованию не будет сопутствовать дополнительное, мы не получим гармонично развивающуюся личность. Не будет среднего специального, технического образования, кто у нас пойдет работать на производствах? Нам говорят, что надо строить предприятия, объекты экономики. А кто будет там работать? Там должны быть люди с современным образованием», – выразил уверенность руководитель республики.

По части общего образования глава Дагестана коснулся проблем износа зданий, недостаточного оснащения материально-технической базы. Сергей Меликов проинформировал, что на 2021-2023 годы в республике запланировано строительство 78 средних общеобразовательных школ на 28 тысяч ученических мест. При этом глава региона сделал акцент на недостроенные объекты. «Мы не можем строить дальше, не введя в эксплуатацию то, что у нас на сегодняшний день не завершено», – убежден руководитель республики.

Проблема кадрового дефицита педагогических работников также оказалась в центре внимания Сергея Меликова. Количество вакансий в сельской местности – 249. Даже имеющаяся квота по программе «Земский учитель» не отвечает тем потребностям, которые сегодня есть в Дагестане. В 121 школе, констатировал глава региона, отсутствует горячее питание, и это несмотря на то, что данному вопросу уделяется особое внимание руководства страны. В 483 школах требуется проведение капитального ремонта и реконструкция пищеблоков, оснащение их оборудованием, а также обеспечение их квалифицированными кадрами – во многих сельских школах их просто нет.

Есть вопросы и по дополнительному образованию. Модернизация инфраструктуры этого сектора давно требует иного подхода. Необходимо расширение спектра образовательных программ, вовлечение молодых специалистов. Дополнительное образование сегодня, считает Меликов, не соответствует современным требованиям. «Нам надо с детьми изучать и робототехнику, и новые физические принципы, и иностранные языки, культуру, те дополнительные направления, которые помогут им быть востребованными. К примеру, можно давать детям знания в сфере туризма, более обширные знания по истории страны и родного региона», – пояснил руководитель субъекта.

В сфере среднего профессионального образования, по словам главы Дагестана, наблюдается дисбаланс между подготовкой рабочих кадров и потребностями республиканского рынка труда. Сложно в республике и с мотивацией к обучению рабочим профессиям. Не эффективен механизм взаимодействия с работодателями, не предусмотрены вопросы оснащения мастерских в колледжах в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы».

В рамках заседания Сергей Меликов остановился на обращениях граждан, касающихся сферы образования, в том числе тех, которые поступают на прямую линию Президенту РФ. Так, речь пошла о школе в Бабаюртовском районе, которая построена на землях отгонного животноводства Тляратинского района. Строительство современного двухэтажного образовательного объекта общей площадью более 4 тысяч кв.м. завершилось в 2018 году. Школа рассчитана на 320 ученических мест и оборудована большим спортивным залом, просторной столовой, оснащенной всем необходимым оборудованием и инвентарем. Объект был построен по программе «Устойчивое развитие сельских территорий», однако до сих пор в этой школе не начат учебный процесс, а Министерство образования республики не принимает ее на баланс.

«Дело в статусе земли, на которой построена школа. Мы никак не можем с ним определиться. Разве такое возможно? Стоит школа, и если ее не эксплуатировать, то она начнет рассыпаться, через пару лет потребуется капитальный ремонт. То есть мы будем вкладывать деньги в ремонт той школы, куда ни один ребенок не зашел. А сегодня дети учатся в старой ветхой школе, построенной в начале 70-х годов из саманного кирпича, безо всяких удобств. Количество учащихся в этой школе – 255 человек. А рядом стоит пустая новая школа. Несмотря на многочисленные обращения педагогического коллектива и общественности района, они получают на протяжении нескольких лет формальные отписки чиновников», – изложил ситуацию глава Дагестана и подчеркнул, что таких примеров в республике немало. Аналогичное положение складывается и в с. Апши Буйнакского района, где также стоит недостроенная с 2012 года школа. «Строительная готовность этого объекта – 20 %, а мы ее должны ввести в эксплуатацию уже 1 сентября этого года», – напомнил коллегам Меликов и предупредил, что данным конкретным вопросом будут заниматься уже другие структуры.

В связи же с введением в строй школы в Бабаюртовском районе Врио Главы Дагестана поручил врио зампреда Правительства региона Анатолию Карибову совместно с Минсельхозпродом РД в недельный срок разобраться с проблемой, чтобы к началу нового учебного года школа была открыта в обязательном порядке.

«Достаточно сложно без крепкого фундамента в виде дошкольного и школьного образования решать вопросы конкурентоспособности наших вузов, укрепления связей науки и реального сектора экономики», – обозначил позицию Меликов.

Затем выступил ректор ДГУ, председатель Совета ректоров вузов РД Муртазали Рабаданов. Он рассказал о важной роли высшего образования в обеспечении стратегических направлений социально-экономического, инновационного и технологического развития республики. Также ректор поделился своим видением перспектив участия Дагестана в реализации федеральной программы «Приоритет-2030».

Сегодня в системе высшего образования республики осуществляют свою деятельность 6 государственных вузов – ДГУ, ДГМУ, ДГПУ, ДГТУ, ДГУНХ и ДагГАУ, которые ведут подготовку кадров по 8 отраслям из 9 установленных в России. Есть и ряд коммерческих учебных заведений. При этом, по словам Рабаданова, наблюдается определенный дисбаланс по областям образования: так, если в области естественных наук процентное соотношение обучающихся соответствует общероссийскому, то количество студентов, получающих знания по инженерному направлению в регионе в 2, 5 раза меньше. Популярно сегодня среди поступающих медицинское образование, юриспруденция, экономика и сельскохозяйственные науки.

При этом классический многопрофильный ДГУ берет на себя основную нагрузку по двум стратегически важным областям образования – математические и естественные науки: здесь проходят обучение 92% всех студентов по данным направлениям. Также ДГУ готовит 82% всех студентов, обучающихся гуманитарным наукам.

В Дагестане функционируют и три профильных вуза – дагестанские педагогический, медицинский и аграрный университеты.

Почти 60% студентов дневного отделения республики – это учащиеся ДГУ и ДГМУ. За период с 2016 года количество вузов в республике уменьшилось, однако соотношение государственных муниципальных и частных вузов соответствует общероссийским показателям. Вместе с тем, сравнивая систему высшего образования Дагестана с другими регионами, ректор ДГУ заметил, что количество студентов очной формы в соседних субъектах зачастую превышает в два раза число дагестанских студентов-очников. И этой плохой показатель.

Остановился ректор ДГУ на программе «Земский учитель». По его словам, она достаточно неплохо стартовала, причем гораздо раньше федеральной. При этом работа ведется и с общим образованием, чтобы в последующем получить наиболее подготовленных абитуриентов.

Проинформировал председатель Совета ректоров вузов РД и об изменениях в системе контрольных цифр приема на обучение в вуз: в минувшем году произошло сокращение бюджетных мест, в этом году показатели для республики снова увеличены. «При формировании нашего запроса на контрольные цифры приема мы будем исходить из заказа, который поступит от республиканских органов власти», – сообщил Рабаданов.

Что касается программы по поддержке вузов «Приоритет-2030», то, по словам ректора ДГУ, в базовый проект программы будет отобрано 100 вузов страны, которые соответствуют установленным критериям, одним из которых является количество студентов дневной формы обучения – их должно быть не меньше 4000 тысяч. От Дагестана в программе сможет участвовать только один вуз. При этом в системе оценки программы развития вуза одним из пунктов обозначено взаимодействие учебного заведения с органами власти субъектов, органами местного самоуправления и работодателями, а также с организациями реального сектора экономики.

Согласно программе, гранты в форме субсидий будут предоставляться на конкурсной основе на поддержку программ развития вузов, реализуемых в том числе совместно с научными организациями. Программы должны быть направлены на подготовку кадров для приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации, отраслей экономики и социальной сферы, развитие и реализацию прорывных научных исследований и разработок, новых творческих и социально-гуманитарных проектов, а также внедрения в экономику и социальную сферу высоких технологий.

Сегодня уже подписано соглашение о создании консорциума с участием всех вузов республики, Дагестанского федерального исследовательского центра РАН и ряда предприятий региона.

На теме межведомственного взаимодействия при организации профориентационной работы, профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве выпускников образовательных организаций остановилась врио министра труда и социального развития региона Изумруд Мугутдинова. Говоря о формировании перечня приоритетных профессий, она отметила, что ежегодно собираются соответствующие сведения у работодателей. Затем формируется приказ Минтруда, который доводится до центров занятости для организации дополнительного профессионального обучения.

Сергей Меликов обратил внимание, что необходимо проверять объективность предоставляемой информации. Кроме того, он добавил, что по некоторым направлениям специалистов не готовят вовсе. Например, водителей общественного транспорта, хотя в других регионах такая практика существует. Глава региона призвал перенимать положительный опыт других субъектов в этой части.

В продолжение доклада Изумруд Мугутдинова отметила, что в 2020 году более 17 тысяч выпускников школ было охвачено профориентацией. Внимание в последние годы, по ее словам, уделяется популяризации рабочих профессий. Так, регион участвует в движении WorldSkills Russia. Если в 2016 году участвовало 26 человек в 12 компетенциях, то в этом году – 63 компетенции и около 360 участников. Кроме того, в рамках мероприятия была проведена профессионально-ориентационная работа с 2 тысячами школьников.

В свою очередь на роли и месте академических учреждений республики в подготовке научных кадров акцентировал внимание председатель ФБГУН «Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук» Акай Муртазаев. Он сообщил, что без применения науки невозможно решить ни одну глобальную проблему, и это подтвердила пандемия COVID-19. Говоря об академической науке, докладчик констатировал, что за последние 6 лет проведено 3 кардинальные реформы. Сегодня в регионе 4 академические структуры. Подробно он остановился на функционировании аспирантуры. Сегодня это третья ступень образования и выпускники не видят смысла в поступлении в аспирантуру. По его словам, в Дагестане 451 аспирант, они обучаются по 38 специальностям. При этом он сообщил, что одной из главных проблем подготовки научных кадров является «утечка мозгов». В этой связи Муртазаев призвал сосредоточиться на работе по программе «Приоритет 2030», указав при этом важность координации работы всех ведомств.

С учетом актуальности темы для сферы промышленного производства выступил гендиректор концерна «КЭМЗ» Ибрагим Ахматов, который сказал об основах подготовки инженерно-технических кадров. По его словам, концерн участвует в Правительственной федеральной программе подготовки специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса на бюджетной основе.

«Ежегодно с учетом перспективных планов концерна нам предоставляются бюджетные места в технических вузах: Московском авиационном институте, Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана, Дагестанском государственном техническом университете, Дагестанском государственном университете. С момента действия программы «КЭМЗ» направил на обучение 80 человек», – сообщил Ахматов, добавив при этом, что, тем не менее, на сегодняшний день необходимы инженеры-конструкторы, инженеры-химики, инженеры по авиастроению. В этой связи руководитель крупного промышленного предприятия отметил, что одной из центральных задач является принципиальное разделение в обучении на базисное и профильное, углубленное обучение, т.е. создание профильных физико-математических старших классов в регионе.

В рамках заседания ректор Дагестанского государственного технического университета Нурмагомед Суракатов затронул вопрос интеграции образования и производства как условие качественной подготовки инженерных кадров. По словам ректора технического вуза, этот процесс не возможен без взаимодействия с предприятиями и организациями и без доступа обучаемых к современным технологиям и оборудованию.

«Поскольку учебные учреждения находятся в ведомстве государства, а бизнес в частном секторе, то их взаимодействие не может быть организовано на основе директивных принципов и должно строиться на основе партнерства. Поэтому, мы и пытаемся построить работу на основе объединения усилий университета и предприятий с целью повышения качества подготовки инженерных кадров», – подчеркнул Суракатов.

Хорошей традицией стало в университете обсуждение насущных вопросов взаимодействия образования, науки, производства и бизнеса и т.д. Целью этой работы ставится получение предложений от предприятий и организаций в части недостающих компетенций выпускников; рассмотрение перечня вакансий, имеющих место на предприятиях; разработка предложений по совместной работе в части подготовки специалистов, необходимых для производства; объединение усилий по развитию научно-исследовательской деятельности и совместному участию вуза и предприятия в различных конкурсах, грантах и т.п.

При этом среди причин снижения престижа инженерных направлений называются слабая подготовка выпускников школ по физике, математике и информатике; более высокие затраты умственного труда на обучение техническим специальностям; относительно тяжелые и часто вредные условия работы на промышленных предприятиях; низкая оплата труда инженера и другие факторы.

По мнению ректора технического вуза, работу по привлечению молодежи к техническим направлениям подготовки необходимо выстроить со школьной скамьи.

«Одним из направлений привлечения молодежи на технические направления подготовки является разработка и реализация проекта выстраивания индивидуальной траектории непрерывного образования по схеме «школа – вуз – предприятие». С моей точки зрения, основными задачами данного проекта является реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды детей в образовательных учреждениях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей, создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании», – заключил Суракатов.

Подводя итоги обсуждения, Сергей Меликов подчеркнул, что проблемы образования должны решаться в комплексе.

«У нас сейчас система образования напоминает перевернутую пирамиду: наверху у нас богатая, интересная система науки. Но ее же кто-то должен подпитывать снизу (среднее, дополнительное образование, подготовка к высшей школе, высшая школа), иначе через некоторое время верхнего слоя не останется. Сегодня я осмотрел ряд лабораторий ДГУ, но больше, чем современные приборы и станки, меня привлекли студенты и аспиранты, у которых в глазах была заинтересованность, когда они рассказывали о том, чем занимаются. Значит, потенциал у нас есть, и он хороший», – заключил Сергей Меликов, поблагодарив всех участников заседания.

После мероприятия состоялся пресс-подход.

Первый вопрос, заданный руководителю Дагестана, касался итогов заседания Совета и принятых на нем решений.

«Совет по науке и образованию прошел сегодня в новом формате, мы объединили проблемы высшей школы и общего образования. Может это решение не всеми изначально поддерживается, но я считаю, что у нас сегодня спектр вопросов такой, что на него отвечать отдельно по дошкольному, школьному, специальному, высшему образованию нельзя. Сегодня нужно создавать единую систему образования в Дагестане, чему и были посвящены выступления участников Совета. Итогом явилось то, что мы дальше будем работать над организацией и созданием системы образования, которая позволила бы нам уйти от тех проблем, которые сегодня есть. Такие поручения были даны, сегодня был представлен новый врио министра образования и науки РД Яхья Бучаев, который на сегодняшнем заседании получил необходимую информацию для организации дальнейшей работы по систематизированию вопросов образования в Дагестане», – сказал Сергей Меликов.

Затем журналисты поинтересовались у ректора ДГУ Муртазали Рабаданова успехами университета и планами в работе. «Успехов у нас много, сегодня, во время осмотра некоторых корпусов, я смог показать Сергею Алимовичу инновационную инфраструктуру университета, созданную в последние годы. Кроме того, мы смогли поговорить о намеченных проектах. Важно, что на этом первом заседании Совета по науке и образованию мы говорили не только о подготовке кадров в системе высшего образования, но и перспективах участия Дагестана в программе по поддержке вузов «Приоритет 2030». В рамках этой программы мы будем прописывать проекты со всеми вузами республики и Дагестанским федеральным исследовательским центром РАН», – ответил он.

В завершение пресс-подхода журналисты спросили у главы региона, насколько национальные проекты «Демография» и «Образование» помогут в решении проблем и как оценивается реализация этих проектов.

«На самом деле многие нацпроекты, за исключением тех, которые, может быть, не имеют стратегического значения для Дагестана, для нас являются прорывными. Потому что, во-первых, это поддержка федеральных органов исполнительной власти, в том числе и бюджетная. Во-вторых, это достаточно прозрачные сроки реализации этих проектов, и, в-третьих, это то, что нам на самом деле сегодня нужно. Если мы говорим о демографии и образовании, детализируя эти проекты в плане практической плоскости, – это строительство детсадов и школ, того, в чем мы испытываем острейший дефицит. Не участвовать в решении этих проблем, и, тем более, не осваивать те средства, которые нам в рамках проектов выделяются, нельзя. Поэтому мы сегодня начали с анализа того, как эти нацпроекты реализуются. Есть много позитивных моментов, о которых не нужно молчать. В ближайшее время мы будем иметь возможность до начала учебного года получить большое количество дошкольных и школьных учебных учреждений, которые строятся сегодня по нашей совместной программе с Министерством обороны РФ. Есть, конечно, и много проблем, особенно они касаются хозяйственного значения, нерешаемых вопросов, которые связаны с земельными отношениями. Нам нужно стремиться максимально эффективно использовать те позиции и задачи, которые мы можем решить с помощью нацпроектов», – заключил Сергей Меликов.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.