РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Глава Дагестана призвал руководителей органов власти к более эффективному планированию и исполнению республиканского бюджета

НИА-Дагестан

Врио Главы Дагестана Сергей Меликов провел совещание, на котором были обсуждены ход исполнения республиканского бюджета текущего года, в том числе по реализации национальных проектов, а также планирование бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 года

По словам главы региона, работа по принятию бюджета – это коллективный труд. При его формировании, отметил Меликов, необходимо охватывать все направления, в том числе участие в инвестиционных программах и новые задачи. Отдельно руководитель субъекта сказал о необходимости включения в бюджет строительство новых учреждений для летнего отдыха и оздоровления детей.

Кроме того, в качестве примера нерационального планирования бюджета Меликов привел ситуацию со школой в селе Львовский №1 Бабаюртовского района. На развитие подобных объектов, добавил глава региона, необходимо закладывать средства. «Сегодня 31 августа. Почему мы сегодня пытаемся решить вопрос о том, куда завтра дети пойдут учиться? Почему деньги не были запланированы при майской корректировке бюджета?», – обратился с вопросом к руководителям органов исполнительной власти Сергей Меликов.

Руководитель Дагестана напомнил и о другой школе – в селе Ничрас Табасаранского района. Муниципальный контракт на строительство здания был подписан в сентябре 2015 года. В связи с отсутствием средств в местном бюджете финансирование завершения строительства было поэтапным с 2015 по 2019 годы.Первоначальная проектно-сметная документация была составлена на 50 млн рублей, однако из-за отсутствия средств была урезана до 34 млн рублей. В связи с чем из проекта были исключены благоустройство двора, обустройство канализации и санитарных узлов.

Администрация муниципалитета обратилась в Правительство РД за решением вопроса. После долгих процедур, связанных с электронным аукционом, начавшихся еще два года назад, лишь 27 августа этого года был заключён контракт с единственным поставщиком.

Сергей Меликов раскритиковал ответственных за данную ситуацию и обратился к первому заместителю прокурора республики Руслану Ляпину с просьбой провести прокурорскую проверку. Кроме того, глава региона поручил Первому вице-премьеру РД Нюсрету Омарову взять строительство школы под личный контроль.

Далее с докладом об исполнении республиканского бюджета на 1 августа выступил Нюсрет Омаров. Он отметил, что исполнение республиканского бюджета за 7 месяцев текущего года по доходам обеспечено в сумме 90 млрд 116 млн рублей, из которых федеральные межбюджетные трансферты – 67 млрд 660 млн рублей. Кассовые расходы составили 84,2 млрд рублей.

Исполнение бюджетных назначений за январь-июль текущего года в разрезе видов налогов к плану на этот период составило по выполненным показателям: налог на прибыль организаций – 107,7% (+221 млн рублей); НДФЛ – 101,5% (+149 млн); транспортный налог – 129% (+142 млн); госпошлина – 105% (+3,1 млн рублей). По невыполненным показателям: акцизы на ГСМ – 95,5%; акцизы на алкогольную продукцию – 97,7%; налог на имущество организаций – 99,4%; налог на добычу полезных ископаемых – 54,8%.
На реализацию Республиканской инвестиционной программы в 2021 году предусмотрено 19 млрд 959 млн рублей.
Нюсрет Омаров доложил, что по разделам бюджетной классификации высокий уровень кассового исполнения к годовым назначениям достигнут по межбюджетным трансфертам общего характера, передаваемым местным бюджетам, социальной политике, средствам массовой информации, культуре и здравоохранению.

Также Первый вице-премьер рассказал о реализации национальных проектов: «При плановых назначениях расходов на реализацию национальных проектов в сумме 20 млрд 750 млн рублей кассовое исполнение за 7 месяцев обеспечено лишь в сумме 6 млрд 10 млн рублей или 29 процентов. На сегодняшний день нулевое кассовое исполнение наблюдается по национальным проектам «Цифровая экономика» и «Международная кооперация и экспорт». Низкий процент освоения по национальному проекту «Образование», а также по нацпроектам «Безопасные качественные дороги», «Экология», «Культура», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение».

«Становится системной тенденция наличия значительных остатков на счетах главных распорядителей бюджетных средств, которые на 1 августа составили 10 млрд 200 млн рублей. Конечно, есть объективные обстоятельства, но нельзя не отметить и о недостаточности принятых мер. Наиболее крупные суммы остатков сложились у следующих министерств, ведомств: Управление по капитальному строительству, Минобрнауки, Минздрав, Минсельхозпрод, Минтранс и Минтруд», – сообщил Омаров.

Сергей Меликов отметил, что пять органов исполнительной власти республики не обеспечили освоение даже четверти выделенных средств. «Это общее освоение бюджета на 1 августа. И на фоне этого потом мы будем говорить, что в Дагестане нет денег. Меньше 50% освоения средств», – сказал Меликов и при этом отметил, что показатели Дагестана по освоению бюджета являются самыми низкими среди субъектов СКФО.
Вместе с тем важнейшей составляющей бюджетного планирования и его исполнения, уверен глава региона, являются сроки реализации проектов. Немаловажно проводить, к примеру, работы по строительству и благоустройству объектов в летние месяцы, а не затягивать с заключением контрактов до осени, в очередной раз напомнил Сергей Меликов. «В таком случае образуются недостроенные или низкого качества объекты. Когда мы будем принимать бюджет на следующий год, должны быть и планы по его реализации. Бюджет – это не только цифры. Министерство экономики должно сопрягать плановость с наличием финансов», – обратился к руководству отраслевого министерства глава республики.
Вместе с тем, говоря о перспективах, Сергей Меликов привел такие прогнозные данные: собственные доходы консолидированного бюджета на 2022 год предполагается определить с ростом к уровню текущего в размере примерно 53,5 млрд руб.

Глава региона отметил, что время жалеть коллег закончилось и призвал жестче спрашивать с тех, кто на сегодняшний день пока еще не чувствует ответственности за исполнение обязательств.
Об организации работы по бюджетному планированию на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов рассказал министр финансов РД Юнус Саадуев. По его словам, в настоящее время процесс формирования проекта республиканского бюджета на 2022-2024 годы находится в активной фазе, близкой к завершению рабочей версии проектных назначений.

В целом доходы республиканского бюджета на текущий момент приняты в объеме, соответствующем показателям первого года планового периода Закона Республики Дагестан о республиканском бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, а именно в сумме 149,7 млрд рублей.

«Против первоначально утвержденного бюджета на 2021 год наблюдается снижение на 3,7 млрд рублей, что обусловлено уменьшением федеральных субсидий и отсутствием дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда. Эти средства пока еще не перераспределены Минфином России. Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности предусмотрена с ростом на 1 млрд рублей, но подлежит корректировке. Прогноз налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на 2022 год также сохранен в сумме 38,9 млрд рублей, что к уровню 2021 года составляет 101,5 процента», – сообщил Саадуев.
Касаясь расходной части бюджета на 2022 год, министр финансов региона отметил, что в настоящее время они сформированы в объеме 159,3 млрд рублей.

В обязательном порядке будут финансово обеспечены такие социально значимые и первоочередные расходные обязательства, как повышение оплаты труда – на эти цели дополнительно предусмотрено порядка 4,5 млрд рублей, в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, повышение уровня МРОТ – с 1 января 2022 года до 13 617 рублей, предоставление компенсаций на проезд детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и прочие.

Продолжается также работа по сокращению государственного долга. При этом отмечено, что 1 млрд 405 млн рублей, подлежащие возврату, Минфином России оставлены республике для направления на новые инвестиционные проекты и временно прописаны в резервном фонде.
«В соответствии с установленным порядком органы исполнительной власти должны были представить в Минэкономразвития республики проекты государственных программ, до 1 октября обеспечить их утверждение, более того, – защиту федерального участия в их реализации. Министерствам, ведомствам, которые сами определяют назначение расходов, необходимо обеспечить их реалистичность, ответственно подойти к распределению бюджетных ассигнований по соответствующим кодам бюджетной классификации, что утверждается Законом Республики Дагестан о бюджете», – заключил министр финансов РД.
Сергей Меликов, комментируя, напомнил о необходимости более активного и, соответственно, эффективного взаимодействия регионального Правительства с отраслевыми федеральными министерствами и ведомствами. «В каждом профильном министерстве существуют свои программы. Надо ехать с качественно разработанными предложениями и проектами, уметь их защитить», – призвал глава региона.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.