О строительстве социальных объектов на Северном Кавказе, подготовке Кавказского международного экономического форума, мерах по улучшению ситуации в ТЭК СКФО, а также о взглядах на важнейшие события в жизни страны рассказал Министр Российской Федерации по делам Северном Кавказа Сергей Чеботарёв в спецпроекте Андрея Ванденко «Первые лица» для ТАСС.
ЧАСТЬ 1
О долгах, "задвоенных" счетах, инвестициях и казацких корнях
— А у вас в квартире газ, Сергей Викторович?
— Как там сказано у Сергея Михалкова? "А у нас водопровод. Вот!"
Если же отвечать всерьез и буквально, то сейчас в нашем доме стоят электроплиты, а раньше, когда служил в Приморье на китайской границе, был газ. Правда, в начале 90-х годов поступал он туда с перебоями, периодически случались отключения.
— Зато в Чечне проблем с поставками давно нет. Есть сложности с оплатой, потребители задолжали "Газпрому" изрядную сумму. Но и тут попытались найти выход: по иску прокурора республики в январе Заводской суд Грозного решил одним махом списать более девяти миллиардов рублей долга…
— Начнем с того, что в решении суда сумма не названа, это спекуляции, не более. Да и списания тоже не было. Можно говорить, что происходящее больше похоже на разведку боем, проверку реакции общества.
— Ответ отрицательный. Обществу за пределами Чечни инициатива не понравилась.
— Пожалуй, да. Другое дело, что значительные задолженности населения по коммунальным платежам действительно есть. И касается это не только Чеченской Республики, но и других субъектов, входящих в состав СКФО. По состоянию на конец 2018 года долг за газ составлял порядка 94 миллиардов рублей, и, к сожалению, он продолжает расти. Если же брать оптовые закупки, цифра по федеральному округу еще оглушительнее — за 200 миллиардов рублей долга. Сумма огромная, проблему решаем, необходимый инструментарий имеется.
В состав возглавляемой Дмитрием Медведевым правительственной комиссии по развитию СКФО входит рабочая группа по топливно-энергетическому комплексу. Я руковожу ею и регулярно докладываю в Белый дом о результатах. Предпринимается комплекс мер. Прежде всего — перевод всех платежей на безналичный расчет. На него сегодня уже перешли примерно 75 процентов абонентов.
Это крайне важно. Там, где присутствует нал, часто возникают разного рода нехорошие махинации. Надо убирать всяких посредников, которые вечно трутся рядом с наличностью.
Ну и, конечно, ликвидировать так называемые задвоенные лицевые счета тоже нужно.
— То есть?
— Объясняю. Существует официальный лицевой счет, по нему человек или организация совершают оплату. Но параллельно создается еще один — фиктивный — счет, по которому физическое или юридическое лицо оказывается злостным неплательщиком, совершенно о том не подозревая. Левыми счетами активно пользуется теневая экономика, по-прежнему функционирующая на Северном Кавказе и, разумеется, не платящая ни копейки налогов в казну.
Подпольные кирпичные заводы, пиратские нефтеперерабатывающие предприятия, крупные тепличные комплексы, заводы по производству контрафактного спирта… Они нелегально потребляют газ, а расходы списывают через "задвоенные" счета. Схема отработана до мелочей
— С электроэнергией наверняка проворачиваются аналогичные махинации.
— Да, ситуации во многом похожи, но в случае с газом масштаб еще больше!
Мне известна мотивация руководства Чеченской республики столь радикальным способом решить проблему, но подход такой считаю неправильным. Спор хозяйствующих субъектов не является чем-то особенным, тем не менее такие вопросы выходят за рамки компетенции районного суда.
— К тому же сразу возникает вопрос: почему им можно, а нам нельзя?
— Именно! По стране прошел своего рода флешмоб, когда и в других регионах России стали требовать списания долгов за газ с населения.
Повторяю, механизмы для снятия напряжения по этой теме созданы — территориальные рабочие группы по ТЭКу, которыми руководят главы субъектов. Именно там должны приниматься соответствующие решения, туда и надо обращаться в спорных ситуациях. Вместо того чтобы идти в районные суды.
Правда, в случае с Чечней нужно учитывать еще одно важное обстоятельство. В Грозном говорят, что большая задолженность у жителей накопилась с периода второй военной кампании. Когда закончилась война, руководство республики обнаружило, что население должно за газ огромные суммы. В связи с этим и пошли разговоры о сроке давности, который истек.
Словом, нужно учитывать все аспекты, не рубить сплеча.