Сефижат Магомедрасулова: «Санкционные реалии – возможность для отечественного ресторатора извлечь максимальную выгоду»НИА-Дагестан
Российский рынок общепита переживает очередной кризис из-за нахлынувших, уже с новой силой, санкционных решений. С последствиями этих явлений впервые мы столкнулись еще в 2014 году. Спустя время рынок перенес значительные перемены с возникшей пандемией, теперь мы снова на пути поиска новых решений ведения бизнеса. О развитии ресторанной отрасли в регионе рассказала руководитель «Ассоциации рестораторов Дагестана» Сефижат Магомедрасулова. – Сейчас, казалось бы, когда бизнес, в том числе ресторанный, после пандемии стал давать намеки на «реинкарнацию», уже в связи с происходящими событиями и уходом крупных игроков с рынка общепиты вновь стали переживать некоторые сложности. Какие трансформации ожидаются в целом в отрасли? – Дело в том, что столь ожидаемое снятие ковидных ограничений рестораторам не принесло ожидаемой радости, так как увеличились цены на продукты, особенно на привозные. При этом я наблюдаю за тем, что предпринимают наши владельцы общепитов для сдерживания цен на блюда даже с учетом роста закупочных цен на продукты в два-три раза. Признаться, очень нелегко нашим рестораторам, но мы справимся. Знаете, дагестанский бизнес научился без злоупотребления принимать любые кризисные ситуации. – Какие импортные продукты сегодня разительно выросли в цене? – Сегодня я общалась с коллегами. Заметно выросли цены на морепродукты, рыбу, на привозную зелень. На другие продукты рост незначительный. – Ожидаются проблемы с поставками кофе, маслин, оливкового масла. Что будет предприниматься в данном случае? Ну и, в целом, какие продукты можно заменить местными продуктами и возможно ли это? – Вообще, что касается импортозамещения, те продукты, которые мы закупали, например, овощи, фрукты, ягоды – нам необходимо выращивать самим. А на те продукты, которых мы не можем заменить своим производством, будем искать аналоги. Но я всё же склоняюсь к тому, что можно и нужно постараться выращивать свою продукцию, это даст Дагестану и новые рабочие места. Так мы не только себя обеспечим, а в долгосрочной перспективе – и другие регионы. – Учитывая тот факт, что некоторые продукты сейчас будут труднодоступны, сократится ли меню в заведениях? – Я надеюсь, этого не произойдет. Тут больше вопрос в налаживании логистических цепочек. Например, если некоторые страны закрыли торговые отношения с Россией, то их продукция может попадать на наш рынок через другие межгосударственные каналы поставок. В этой связи, конечно, цены могут возрасти. – Вероятно, тяжело будет сейчас открываться новым заведениям, и есть ли такие, которые закрылись, не выдержав санкционного давления? – Не могу сказать, что кто-то закрылся, более того, рынок заполняют новые игроки. Этому, прежде всего, способствует и природный оптимизм дагестанцев – мы понимаем, что это временные трудности и впереди плодотворная работа. – Как Вы считаете, какой вектор развития ждет наш российский ресторанный бизнес в условиях санкционных реалий? – Знаете, уже который раз доказано, что кризис – это всегда начало нового. В данном случае – это возможность для наших предпринимателей освоить те ниши, которые были заняты извне. Нужно смотреть на ситуацию в позитивном ключе. Конечно, придется тяжело, нужно будет приложить немало усилий, но пользу из этого можно извлечь максимальную. – Что скажете по поводу ухода крупных брендов фастфуда с российского рынка? – Нужно заменить на бренды российские, нашего производства. Это вполне возможно, нужно развиваться и масштабироваться в этом направлении. И тут речь идет не только об аналогах представленных известных брендов, но и о создании нового формата фастфуда. Повторюсь, отечественному производителю ситуация дает возможность извлечь свою выгоду. Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram. |
|