Смотрите, кто пришел или некоторые итоги форума «Инвестируй в Кавказ!»: часть втораяНИА-Дагестан
Мы продолжаем беседу с Тимуром Хубаевым, управляющим партнером электротехнического завода «Заря Осетии» из Владикавказа. Завершая первую часть нашего разговора, мой собеседник сказал, что «наш приход в СКФО - не только патриотический поступок, но и желание воспользоваться уникальными возможностями региона и расширить свое присутствие здесь, а также на внешних рынках, с учетом компетенций, приобретенных нами в Самарской области». Каким образом, если не секрет? Сейчас возникают уникальные возможности за счет кооперации между производителями ПФО и СКФО создавать на Северном Кавказе совместные экспортные продукты с высокой добавленной стоимостью, ориентированные на близкие к СКФО зарубежные рынки сбыта. С другой стороны, для ПФО могут быть интересны проекты СКФО в области альтернативных видов топлива на основе биоэтанола (как результат принятия Закона о биоэтаноле, называемом в Госдуме, “осетинским законом”). Или проекты локализации при создании современных канатных транспортных систем как альтернативы для ликвидации транспортных проблем в Поволжье и многое, многое другое. Кооперация создает условия для заинтересованности в продвижении совместных продуктов. Я не думаю, что современный автомобильный кластер Самарской области не сможет решить вопрос производства гондол и всякой механики для подвесного транспорта. Тем более, что и там, и тут – французы: РЕНО-Ниссан и ПОМА. При этом мы позиционируем себя как первопроходцы, как представители малого и среднего бизнеса из центральной части России, который в случае нашего успеха, в котором мы не сомневаемся, безусловно, придет в СКФО. И на нас смотрят промышленники не только из центральной части России, но и из других регионов. Нужно общаться и договариваться. Свою оценку министерского корпуса региона Вы уже дали. Но их компетентности и энергичности недостаточно для реализации инвестиционных проектов. Как Вы в целом оцениваете кадровый потенциал региона? Все мы знаем, что без молодежи и её вовлеченности в решение важнейших для региона задач большие проекты не поднять. Необходимо, чтобы у кавказской молодежи были перспективы реализации своего потенциала. Здесь, на Кавказе, а не где-то далеко от него. Сейчас дело обстоит так. В Москве, на переговорах, видишь умненького молодого кавказца. Спрашиваешь его, откуда? Отвечают: из Грозного, из Владикавказа, из Нальчика и т.д. А что, дома работы нет? Нет, - отвечает. А дома работал бы? Отвечает - ДА! Уверен, что при правильной организации, эти ребята обязательно вернутся на Кавказ. Да, к сожалению, отношение к Кавказу неоднозначное. У кого-то личный негативный опыт, и с этим не поспоришь. Есть и бытовое недоверие, к которому прикладывают руку не только наши СМИ, но и финансируемые по “интересным” каналам, авторы из социальных сетей. Слишком многим не нравятся позитивные изменения на Северном Кавказе. Но и федеральный центр тоже прикладывает к этому руку. Мне несколько резанули слух слова Рамзана Кадырова, произнесенные на форуме, об отношении к чеченцам как к пастухам. Но, к сожалению, во многом он прав. Есть такое отношение. На это мы должны ответить высокоинтеллектуальными, умными проектами. Хорошо сидеть в пределах Садового кольца и этим аршином мерить. Намного труднее приехать, показать, если, конечно, есть что...Здесь ещё предстоит большая работа. Ну и последнее, небольшое пожелание организаторам инвестиционного форума 2019 года. Необходимо внести в красивое словосочетание “Инвестируй в Кавказ!” еще одно слово “Кооперируйся!”. Вернемся к одному из организаторов и активных участников форума - Корпорации развития Северного Кавказа, одному из главных институтов государственной поддержки бизнеса в регионе. Как Вы оцениваете его деятельность? Состоялись ли у Вас какие-то договоренности с её руководством? Миссия корпорации - стать высокоэффективной организацией по реализации государственной политики Российской Федерации в области социально-экономического развития на территории СКФО. В этой связи сформулированы и её задачи. Насколько я понимаю, среди задач, нет задачи раздавать деньги направо-налево. Есть определенный, серьезный регламент, процедуры которого обязательны для исполнения. Если Вы не покажете, что у Вас есть рынок, никто и разговаривать не будет. У наших проектов, к примеру, фантастический, сумасшедший рынок и понимание того, как с ним работать. Поэтому мы договорились - работать вместе. В рамках обозначенных регламентов. Хотя они, эти регламенты могут быть и расширены. К сожалению, почти сразу после форума появилось небезызвестное заключение Счетной Палаты РФ. Не моё дело обсуждать документ аудиторов, но я убежден, что будь методика оценки, примененная с деятельности КРСК, другая, и оценка была бы значительно выше. Существующая методика должна быть пересмотрена. Это - не тот регион, который надо причесывать под общую гребенку. Олимпиада давно прошла, ЧМ по футболу тоже. Это - “фронтовой” регион. Посмотрите, сколько Героев РФ среди его руководителей. И они это понимают. А тут приехали с Садового кольца специалисты, пороха не нюхали, и давай раздавать оценки. Мне, как инвестору, неприятно читать такой документ. Это напрягает бизнес. Существует несколько десятков видов государственной поддержки предпринимательства. Свои программы есть у Министерства по развитию Северного Кавказа, Корпорации МСП и у других государственных структур. Но какого-то бума предпринимательства не наблюдается. Почему? А Вы думаете, что можно поднять промышленность, имея десятки видов поддержки? Их должно быть всего четыре: один - для малого, один - для среднего, один - для крупного бизнеса, и один - для стратегических регионов: Крыма, Дальнего Востока и Северного Кавказа. Иначе, максимум, что Вы получите - сто кооперативов, что, собственно говоря, и происходит. Мы все говорим про санкции со стороны стран Запада. Да мы сами себе объявили санкции! Чем сложнее механизм, тем больше санкций, тем больше бизнес можно “покошмарить”. А ведь многим из так называемых «помощников» именно это и нравится. Должен быть разработан Закон РФ - Стандарт РФ “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”. Единый для всех. Коротенький, но понятный документ. Где будет прописано, кому, что и как давать, кто эксперт, кто аудитор и т.д. Я задаю себе вопрос: почему я заплатил своему экономисту, условно, за разработку бизнес-плана, 30 000 рублей. А за его экспертизу какой-то фирме из Москвы должен заплатить 200 000! Там что, специалисты лучше моих? Если лучше, то почему они на экспертизу потратят времени в пять раз больше, чем я на разработку? И таких мелких моментов очень много. И их надо ликвидировать. Потому что экспертами в этих фирмах сидят люди, которые в реальном секторе экономики не работали. Потому и выдумывают нежизнеспособные рекомендации по «улучшению механизмов, регламентов». Отдавая кому-то на оценку свой проект, я должен знать, какой у этого оценщика опыт, какими бизнесами руководил, какие за ним успешные проекты. Бизнес, сам себе эксперт, если это бизнес. Механизм должен быть простой: заключил договор с государством - получил преференции- создал бизнес. Не выполнил взятые на себя обязательства - отправляйся на стройки “народного хозяйства”. Уверен, на таких условиях, шарлатаны даже просить денег не станут. И здесь главный вопрос - о рынках сбыта. Если они у тебя есть, облизывать и помогать тебе будут все. Это задача для промышленного маркетинга, которым в России никто не занимается. И здесь уже не финансист, а маркетолог становится главным. Он отвечает за продукт и тему инвестиционного проекта наравне с заявителем. Поэтому необходимо ставить вопрос о статусе маркетолога и достоверности его исследований. Возможно, это должна быть какая-то саморегулирующаяся организация, которая выдает сертификаты соответствия по квалификации и на право выдачи экспертного заключения. Это, поверьте исключительно важный момент, уделив внимание, которому мы получим бум по инвестициям. Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram. |
|