Осман Хасбулатов: «Изучая опыт развития регионов, мы убеждаемся, что необходим комплексный подход»НИА-Дагестан
На стенде Северного Кавказа Российского инвестиционного форума в Сочи корреспондент «НИА-Кавказ» обсудил с новым руководителем министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан Османом Хасбулатовым планы работы и перспективы. Из публикаций в СМИ можно сделать вывод, что ориентиром для развития экономики Дагестана станет экономика Татарстана. Вместе с тем структура экономик этих субъектов Федерации различается. В одном случае – это 6-й по объёмам производства и один из наиболее экономически развитых регионов России с внутренним региональным продуктом более 1,5 трлн рублей, с нефтедобычей и нефтехимической промышленностью, машиностроением и металлообработкой, с хорошей транспортной инфраструктурой, с другом – в основном аграрный регион с транспортной инфраструктурой, с деформированной структурой экономики. - Республика Дагестан относится к субъектам Российской Федерации, обладающим значительным аграрным потенциалом, в том числе и в связи с тем, что в сельской местности проживает более половины населения республики. Сегодня сложилась такая тенденция, что сельхозтоваропроизводители республики по причине отсутствия современных логистических центров для хранения овощей, фруктов и картофеля вынуждены производимую плодоовощную продукцию реализовывать сразу после уборки урожая по заниженным ценам, поскольку эта продукция является скоропортящейся. Наша задача, в настоящее время, заключается в обеспечении максимального участия Республики Дагестан в механизмах поддержки, предусмотренных на федеральном уровне по линии Минсельхоза России. В частности, в механизме поддержки, предусмотренном на федеральном уровне по компенсации части прямых понесенных затрат на создание объектов агропромышленного комплекса (плодохранилищ, картофелехранилищ, тепличных комплексов, селекционо-генетических, селекционо-семеноводческих, оптово-распределительных центров). Кроме того, необходимо уделять приоритетное внимание развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, поскольку она мультипликативно «подтягивает» и весь аграрный комплекс. Переработка сельскохозяйственной продукции в разы повышает добавленную стоимость, рабочие места, налоговые отчисления и создает спрос. Сегодня экономических рычагов стимулирования бизнеса, находящихся в руках республиканский властей, не так уж много. Это снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет, полное освобождение инвесторов от уплаты налога на имущество организаций на срок окупаемости инвестиционного проекта с начала реализации продукции, но не более пяти лет, освобождение от арендной платы при аренде земельных участков в целях осуществления инвестиционной деятельности. Вот, пожалуй, и всё. Как быть, создавать особые экономические зоны, где более широкий спектр льгот и преференций для бизнеса, либо улучшать то, на что вы можете повлиять: сокращение сроков прохождения документов по инвестиционным проектам, помогать в подготовке документов претендентам на различные виды господдержки? Что, по-вашему, может стать драйверами развития экономики Дагестана? - Изучая опыт развития регионов, мы убеждаемся, что необходим комплексный подход. Также поступим и мы. С одной стороны, мы будем создавать особые экономические зоны, территории опережающего- социально экономического развития и, одновременно, будем работать над созданием комфортных условий для бизнеса, в том числе по оптимизации сроков получения различных форм поддержки. На сегодня у нас уже есть опыт создания у себя в республике инструментов развития территорий - территории опережающего социально экономического развития «Каспийск». Решение о создании ТОСЭР «Каспийск» Правительством Российской Федерации принято в прошлом году. Между Республикой Дагестан, Минэкономразвития России и моногородом Каспийск подписано Соглашение, в соответствии с которым за период с 2017 по 2026 годы в ТОСЭР «Каспийск» мы предусматриваем привлечь 26 резидентов, создать около 4 тысяч новых постоянных рабочих мест и привлечь инвестиции в объеме 17 млрд. руб. Сейчас Минэкономразвития РД совместно с администрацией моногорода Каспийск ведет активную работу по привлечению резидентов на ТОСЭР «Каспийск». На сегодняшний день три предприятия Республики Дагестан уже включены в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, на территории монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) и готовятся заявки на получение статуса резидентов еще пятью крупными промышленными предприятиями республики. Кроме ТОСЭР мы будем прорабатывать вопрос создания особых экономических зон на территории индустриального парка Тюбе, а также на базе Махачкалинского международного торгового порта. Создание ОЭЗ на базе Махачкалинского международного торгового порта в настоящее время особенно актуально в свете планируемого к реализации «Каспийского транспортно-логистического и морского индустриального комплекса». Что касается оптимизации сроков получения различных форм поддержки, отмечу, что мы планируем пойти по пути использования для этих целей площадок многофункциональных центров оказания государственных услуг (МФЦ), тем самым создав систему «одного окна» для бизнеса. В данном случае у бизнеса будет возможность, не выезжая за пределы места проживания или работы, получить исчерпывающие меры поддержки, а также консультаций по ним. В заключение мы затронули одну из самых острых тем – вопрос о земле. На Северном Кавказе он имеет свою специфику. Здесь земельные отношения зачастую регулируются не Земельным кодексом РФ, а традициями. Право на тот или иной земельный участок подтверждается не сертификатом из кадастровой палаты, а показаниями свидетелей, подтверждающих, что предки человека владели участком ещё в прошлом или даже позапрошлом веке. А для вновь создаваемого бизнеса, особенно бизнеса производственного или связанного с индустрией туризма, земля необходима. Как просматриваются перспективы решения этой проблемы? - Земельные отношения в Республике Дагестан, как и в других субъектах Российской Федерации, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральным и региональным законодательством в сфере земельных отношений. Территория нашей республики составляет 5 млн. га земель, 3 млн. га из которых - сельскохозяйственные угодья. Проблемы в земельных отношениях республики накапливались годами. Продолжительное время, начиная с 90-х годов, работа по улучшению земель практически не ведется, мелиоративная сеть находится в изношенном состоянии, каналы заилены, гидротехнические сооружения разрушены и не работают, материально-техническая база слабая. Отсутствие должного контроля за использованием земель также внесло отрицательную лепту в сложившуюся ситуацию. Так, одной из основных функций управления земельными ресурсами является государственный надзор и муниципальный контроль за использованием земель. В целях повышения эффективности использования земель нам необходимо, в первую очередь, провести инвентаризацию, которая представляет собой уточнение данных о наличии, использовании и состоянии земель, обеспечить более высокий уровень ведения учета земель и государственного кадастра недвижимости и внести изменения в картографический материал. Я считаю, что перераспределение земель в интересах наиболее эффективно хозяйствующих субъектов, и, прежде всего, в интересах бизнеса должно осуществляться посредством доступных и прозрачных механизмов, контролируемых государством, защищенных от недобросовестных посредников и спекулянтов. Поэтому процесс перераспределения земель должен регулироваться государством и осуществляться в устойчивом правовом пространстве, поскольку это необходимый социально-экономический процесс, направленный на реализацию преимуществ рыночных земельных отношений и обеспечивающий развитие экономической системы в целом. В этом направлении и будет осуществляться наша совместная работа в ближайшей перспективе. Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram. |
|