Интервью Михаила Бланка, Генерального директора бизнес-инкубатора «ПЕРИ инновации», Республика Дагестан
Сейчас есть две популярные экономические темы: импортозамещение и необходимость развивать малый и средний бизнес. Причем импортозамещение - это тема новая, возникшая в связи с известными обстоятельствами, а вот про малый и средний бизнес говорят достаточно давно. На него возлагают огромные надежды в обеспечении занятости населения, внедрении новых технологий и разработке инновационных продуктов. Считаете ли Вы такие надежды обоснованными или же возможности и перспективы этого сектора экономики переоценены, а связанные с ним ожидания – завышены?
Вопрос хороший и правильный. Я считаю, что время, когда можно было одним процессом или фокусировкой внимания на одном вопросе решить все проблемы экономики, прошло. Если вообще такое время когда-то было. Должны идти разные процессы, запущенные государством и частным бизнесом, и результатом этих процессов может стать то, что российские корпорации и компании станут конкурентоспособными на мировом рынке. Что касается второй части вопроса, то я считаю, что поддерживать малый и средний бизнес безусловно нужно: и законодательно, и выделяя квоты на закупки продукции у предприятий МСБ госкорпорациями. Сейчас, насколько я знаю, уже ввели или вводятся таковые на закупку у них инновационной продукции. Проблема правда в определении, что же такое инновационная продукция. И тем не менее процесс идёт. Но, на мой взгляд, намного более важно сформулировать и проводить единую образовательную политику. Людей нужно учить тому, что такое «делать свой бизнес», как его делать, как анализировать рынок, как понять, имеет ли твой продукт коммерческую перспективу или нет. И это всё можно делать, не тратя громадных денег, государственных или частных. Нужно в школах и университетах запускать курсы, на которых учить людей введению в предпринимательство. Здесь им нужно честно говорить: «Дружище, если ты регистрируешь свое предприятие как ИП, то ты отвечаешь по его обязательствам всем своим имуществом». Рассказывать, что такое рынок, как он работает, как рассчитать размер рынка. Пусть люди будут готовы к тому, что если они будут делать малый бизнес, то в 90 процентах случаев будут получать от своей деятельности некий вполне определённый максимально возможный доход. Например, в Дагестане он вряд ли будет превышать 300 000 рублей в месяц. И это следствие не чьего-то злого умысла. Это экономика, это математика. В Дагестане проживают 3 миллиона человек, можно просчитать, сколько из них подключено к интернету и какой, в теории, может быть аудитория твоего сайта или интернет-магазина. Ты можешь сесть, потратить неделю на расчёты и понять в результате – бизнес у тебя получится или хобби. Кроме обучения и просвещения потенциальных предпринимателей должен быть, конечно, и некий набор методов поддержки малого и среднего бизнеса. Я сам открывал детский дом в 2007 году и хорошо понимаю, что такое получать дотации и субсидии. Я считаю, что финансовая поддержка МСБ, как она сейчас осуществляется, не очень эффективна. Или взять хотя бы упрощённое банкротство предприятия. Вы поработали полгода и поняли, что ларек или турагентство не пользуется популярностью, не приносит ожидаемого дохода и решаете его закрыть. Если вы оформились как «ООО», то должны будете ждать годами, пока вас признают банкротом и ликвидируют. Здесь ничего не нужно придумывать. В Индии премьер-министр буквально месяц назад утвердил план мер, как сделать тамошних студентов и специалистов конкурентоспособными на рынке стартапов, интернет-стартапов и подобных им вещей. Это многофакторный план и подобного ему в нашей стране, к сожалению, нет. У нас мы видим большое количество институтов развития: Роснано, Сколково, различные фонды. И мне кажется, что они не очень эффективно координируют свою деятельность. Какие-то из них работают лучше, какие-то – хуже, но ощущения того, что у людей, принимающих решения, есть какое-то видение того, что будет через десять лет и как мы к этому придём, нет. Возвращаюсь к первой части вопроса, импортозамещению. Что касается больших компаний и корпораций, я считаю, что нужно принять политическое и экономическое решение, проанализировать мировой рынок и понять, какие из наших предприятий имеют потенциал выхода со своей продукцией или технологиями в другие регионы, в Китай, Европу, США, и системно поддерживать их. Здесь безусловно включится механизм лоббирования, но на выходе мы всё равно должны получить коммерческие компании, которые станут успешными во всём мире. И такие примеры есть: антивирус Касперского, система распознавания изображений (ABBYY), продукция отечественного самолетостроения, космическая техника. Хотя мы проспали этап коммерциализации изготовления многоразовых ракетоносителей, здесь пионером стали Элон Маск и Джеф Безос. После всей критики, сказанной выше, хочу отметить, что у нас есть Агентство стратегических инициатив, которое к этому вопросу походит действительно системно. Оно привлекает высокопрофессиональных экспертов и консультантов – экономистов, которые уже сделали первый важный шаг: они сформировали набор мировых рынков, которые только зарождаются, на которых ещё нет монополии одной компании или одного государства и нет жёсткого регулирования. Например, рынок коммерческих дронов, беспилотных летательных аппаратов, которые могут перевозить на небольшие расстояния коммерческие грузы. Агентство эти рынки выделило, и таким образом, началась хоть какая-то работа в этом направлении. Из разных источников мы узнаём, что лишь от 5 до 8 процентов населения в любых странах могут стать успешными предпринимателями, то есть обладают какими-то необходимыми для этого врождёнными качествами. Все остальные, кто занимаются бизнесом, занимаются им как бы через силу, также как некоторые учителя через силу учат, а врачи – через силу лечат. У человека, решившего заняться музыкой, проверяют наличие музыкального слуха. Возможно ли и нужно ли в каком-то возрасте как-то протестировать человека и сказать: «Предпринимательство – это «твоё» или «не твоё»? Я считаю, что для людей, которые решили заниматься предпринимательством, нужно проводить психологическое тестирование, и давать им заключение специалиста. Но я уверен, что, в отличие от музыкального слуха, личностные характеристики человека можно менять и можно менять целенаправленно. Допустим, что ты плохо общаешься с людьми, что ты «технарь» и тебе, например, сложно доносить до людей преимущества твоего продукта или твоего сервиса. Но можно либо развивать эти навыки на определенных курсах, либо компенсировать их отсутствие привлечением компаньона, который будет тебя дополнять. Я не считаю, что если у 5-8 процентов людей есть склонность к предпринимательству, то только они и должны им заниматься. Есть масса примеров в истории бизнеса, когда асоциальные личности были успешными предпринимателями. Тот же Цукерберг, например. Сначала он работал в команде, потом стал главой компании и ему пришлось осваивать навыки публичного выступления, деловых коммуникаций. У меня коллега работает в консалтинговой компании, которая консультирует большие корпорации на тему корпоративной культуры. Они задумали исследование на тему «Что отличает 50 успешных предпринимателей от 50-ти неуспешных в интернет-бизнесе». Первое, с чем им пришлось столкнуться - это выработка критерия, что такое успешный и неуспешный предприниматель. Если ты пять лет работал на то, чтобы твоя компания вышла на безубыточность - это успех или неуспех? Если твоя компания до сих пор убыточна, но ты привлёк много денег от инвесторов - это успех или неуспех? Если ты сам оцениваешь свой бизнес как успешный, а окружающие с этим не согласны – это успех или нет? Но есть ведь точка зрения, что с этим как раз всё ясно: есть объективный показатель – прибыльность! Вы слышали о компании Uber? Или «Яндекс. Такси»? Так вот компания Uber, то же «Яндекс. Такси», только для всего мира, до сих пор убыточна (Справка: компания Uber создана в 2009 году). Но она привлекла более 50 миллиардов долларов от инвесторов. И они, инвесторы, верят в компанию, в то, что в перспективе 5-10 лет мы не будем заказывать такси как сегодня, а будем использовать мобильные приложения к нашим телефонам для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. Компания не прибыльна, но с точки зрения инвесторов, других людей она мегоуспешна, она стала монополистом в США, Европе и Азии на перспективном рынке, который только зарождается. Вернёмся в Дагестан. Какой здесь климат для развития предпринимательства? Я думаю, как бы парадоксально это не звучало, что самое большое преимущество Дагестана заключается в том, что здесь много проблем. Любую сферу возьмите: здравоохранение, коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, потребительские товары. Люди, видя эти проблемы, испытывая их на себе, могут создавать бизнес-проекты, направленные на решение этих проблем. Молодой человек в Москве не настолько остро их чувствует, как его сверстник, живущий здесь, и потому ему сложнее родить бизнес-идею по её решению. С точки зрения ведения бизнеса вообще, например, в энергетике, аграрном секторе - не знаю. Что - то сделать в секторе информационных технологий кроме нас могут помочь здесь и другие фонды. Представительство фонда Бортника, например, может под вашу идею дать до 400 000 рублей. Конечно должна быть команда, должен быть коммерческий расчёт. Есть ещё государственные бизнес-инкубаторы, которые предоставляют площади, если вам нужен офис. В Дагестане можно делать проекты, здесь есть на кого опереться. Однако всё же нельзя сказать, что здесь для бизнеса какие-то особо комфортные условия, что здесь всё прекрасно. Мы сейчас очень часто слышим слова, значение которых известно далеко не всем: кластер, стартап, инновация. Бизнес – инкубатор – из их числа. Инкубатор на птицефабрике – это понятно. А вот инкубация для бизнеса – что это такое? На каком этапе создатель своего бизнеса может подойти к вам и что вы ему даёте? Есть определение бизнес-инкубатора, заложенное в государственных программах: это организация, которая сдаёт коммерческие площади в аренду по льготным ставкам. Но в разных регионах их создатели понимают, что просто коммерческими площадями никого не заинтересовать, тем более, что для некоторых бизнесов и площади не нужны. И дополняют функционал инкубатора юридическими, бухгалтерскими услугами, предоставляют в пользование дорогостоящее или уникальное оборудование. Наша идея заключается в образовательных услугах, которые мы предоставляем с помощью нашей сети контактов. Каждую неделю сюда приезжает эксперт из Москвы в области информационных технологий, позволяет ребятам у него проконсультироваться и выступает с мастер-классом. В этом мы видим свою функцию и в этом наша основная ценность для ребят, которые сюда приходят. Мы даём им те образовательные возможности, которые в республике кроме нас никто не даёт и в ближайшее время вряд ли даст. Мы также предоставляем бесплатно коммерческие площади. Вот сидят ребята (Михаил показывает на комнату, в которой за приоткрытой дверью видно несколько молодых людей) и собирают устройство для контроля за состоянием воды в резервуарах. Они пришли к нам на стадии идеи и сначала с другим проектом. Но он не получился. Они поработали, мы им сказали: «Вот смотрите, он не получается - экономика не сходится». Они взяли тайм аут, а затем пришли уже с другой идеей и доказали её коммерческую состоятельность. Мы предлагаем всем пройти путь от идеи через представление о том, что это может пользоваться спросом и этим стоит заниматься, до первых продаж и подтверждения того, что в этом есть коммерческая привлекательность. Это наша цель. Потом перед ними встанут другие задачи, например, привлечь инвестирование. Мы помогаем им выйти на московских инвесторов. Либо им уже ничего от нас не нужно, они сами могут функционировать, без нашей помощи. Мы делаем ставку на образование. Мы оказываем и юридическую поддержку. Так на прошлой неделе, например, наши партнеры в Сколково консультировали ребят по вопросам регистрации интеллектуальной собственности за рубежом, в США, регистрации патентов. Объясняли, как это происходит и стоит ли этим заниматься самому. На Пятигорском молодёжном форуме «Машук-2015» Вы говорили, что Ваш проект существует благодаря помощи спонсоров... Не спонсоров, а владельца. Нас финансирует исключительно Зиявудин Гаджиевич Магомедов. Он считает, что в республике нужно поддерживать тех молодых людей, кто будет создавать представление о Дагестане будущего как одном из интеллектуальных и инновационных центров страны. Люди интеллектуального труда сейчас ценятся очень дорого. Находясь здесь, в Дагестане, они могут создавать продукты и технологии для всего мира и зарабатывать большие деньги. И в заключение. Вы работаете с теми, кто пришёл или у вас есть система поиска и отбора талантов? Каждые полгода мы объявляем набор. Люди могут заполнить онлайн заявку и направить нам. В этом году получили порядка сотни заявок. У нас есть жюри, некая комиссия, состоящая из успешных дагестанских предпринимателей, живущих здесь или в Москве. Они вместе с нами оценивают эти заявки. По итогам мы формирует 10 команд, набравших наибольшее количество баллов, встречаемся с ними, выслушиваем их ожидания от работы с нами, высказываем им наши предложения. Если они совпадают - мы берём ребят. Мы также регулярно ходим в местные ВУЗы, колледжи и лицеи, где есть специальности, связанные с профилем нашей деятельности. Спасибо.
Справка: Зиявудин Гаджиевич Магомедов (род. 25 сентября 1968 года, Махачкала, Дагестанская АССР, РСФСР, СССР) —председатель совета директоров Группы «Сумма», которой принадлежат акции компаний FESCO, Объединенной зерновой компании, инжиниринговых компаний «Глобалэлектросервис», «ИНТЭКС», «Стройновация»,Новороссийского морского торгового порта, Якутской топливно-энергетической компании. Википедия. Фото - Яндекс
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.