РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Магомед-Расул Гитинов: «Во все времена архитектура являлась визитной карточкой города, республики, страны»

НИА-Дагестан

 

content img476Дагестан всегда славился особой архитектурой. Со временем картина менялась: где-то в лучшую сторону, а где-то наоборот. Но одно осталось неизменным – у нас есть специалисты, которые делали и делают нашу республику красивой. Один из них – Магомед-Расул Гитинов. Он уроженец села Годобери Ботлихского района, член Союза архитекторов России с 1985 года, заместитель председателя Дагестанской организации Союза архитекторов России, имеет звания «Заслуженный деятель искусств РД», «Почетный архитектор России», является профессором Международной академии архитектуры.

– Магомед-Расул Аминтазаевич, что привело Вас в архитектуру? Какие были первые побудительные мотивы для вступления на это поприще?

– Обычно дети хотят стать летчиками, космонавтами. У нас всё взрослое население занимается строительством: почти все жители села Годобери до сих пор работают в разных сферах строительной отрасли в республике и во многих регионах России.

Мой старший брат Шахрурамазан Гитинов учился на строительном факультете Дагестанского политехнического института (ныне – Дагестанский государственный технический университет). Как-то наш дом в Годобери посетил заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета в Дагестанском государственном педагогическом университете Вадим Константинович Скугарев, который ездил по сёлам, делал эскизы старых застроек. Так как я учился хорошо и рисовал неплохо, я проникся его увлекательными рассказами об архитектуре, что с этого времени стал интересоваться этой профессией. Скугарев был великолепный архитектор и талантливый живописец. Замечу, что перед поступлением в вуз именно он помог мне научиться правильно рисовать с натуры.

– Всё ли Вам сразу удавалось в период учебы или пришлось много трудиться? Кто были Ваши наставники, мастера?

– Учился я на архитектурном факультете Ростовского инженерно-строительного института. Учился довольно-таки хорошо. Период адаптации проходил немного болезненно, но со временем привык. Хочется подчеркнуть роль бывшего главного архитектора г. Ростова Яна Андреевича Ребайна, профессора нашего института. Он преподавал архитектурное проектирование – главный предмет по специальности. Также запомнился и другой куратор – Владимир Петрович Скрылев.

После окончания института, во время распределения я выбрал проектный институт «Дагестангражданпроект» – один из ведущих проектных институтов Дагестана. Основные навыки реального проектирования я получил в этой организации, которую я до сих пор считаю родной. Хочется подчеркнуть роль в моем становлении архитектора Кима Хо Гюна, в группе которого я оказался. Профессиональной усидчивости, оперативному решению проектных задач я научился именно у него.

– Какой старт дали Ваши близкие в Вашем стремлении получить образование, найти себя в профессии?

– Прежде всего помогли в осуществлении мечты мои родители: Аминтаза Гитинов и Патимат Нурмагомедова, они смотрели в будущее. Отец всю жизнь работал на ответственных работах: был директором средней школы, зав. орготделом РК КПСС Ботлихского района, придерживался передовых взглядов. Мать была домохозяйкой, занималась детьми, так как у нас была большая семья, в которой воспитывались восемь детей: 3 сына и 5 сестер. Отец, как сельский интеллигент, постарался дать образование всем детям, что сейчас нам во многом упрощает жизнь.

Я старался оправдать надежды родителей: закончил с отличием среднюю школу в Годобери. Отмечу, что особенно меня занимала математика, она развивает пространственное мышление, что очень важно для профессии архитектора. На математических конкурсах среди сельских школ республики я занимал первые места. По окончании школы были предложения из ДГУ поступить на математический или физический факультет без сдачи экзаменов, но я отклонил эти предложения, так как твердо решил стать архитектором, поступив в профильный вуз.

– Служба в армии внесла свои коррективы по окончании учебы?

– В армии служить не пришлось, так как в институте была военная кафедра, я являюсь офицером запаса по линии дорожно-комендантской службы.

– Расскажите, пожалуйста, о своей семье. Передались ли Ваши таланты детям?

– Я давно счастливо женат, у меня трое детей и уже семеро внуков. Жена Написат работала в нашей фирме бухгалтером, а сейчас на пенсии.

Средняя дочь Наида закончила Институт дизайна в Москве и возглавляет отдел дизайна ООО «Архитектурное бюро Гитинова М-Р. А.». Сын Гитин, названный в честь деда, окончив Московский архитектурный институт, также работает в этой же фирме, занимаясь творчеством и одновременно является генеральным директором.

Я очень рад, что двое моих детей пошли по моим стопам. Можно сказать, есть определенный результат. Гитин самостоятельно выполняет проекты достаточно крупных объектов. На выставке-форуме архитекторов Южного и Северо-Кавказского округов оценили его работу – шестиэтажный апарт-отель по ул. Х. Булача в городе Махачкале был отмечен «бронзовым дипломом».

– Какие из Ваших идей воплощены и какой проект наиболее дорог?

– За долгие годы работы в сфере архитектуры нами разработано около 350-400 проектов зданий и сооружений – жилых, общественных, производственных и других, которые довольно широко известны в Дагестане. Основные из них разработаны в ООО «Архитектурное бюро Гитинова М-Р. А.» и построены как в городе Махачкале, так и в Чеченской Республике, в Москве и других регионах Российской Федерации.

Среди всех объектов, выполненных нашей организацией, наиболее дорогим для меня является Историко-мемориальный комплекс «Ахульго» в Унцукульском районе, спроектированный совместно с сыном. На недавно проведенной выставке-форуме архитекторов Северного Кавказа и Юга России проект комплекса получил Гран-при.

Из нами воплощенных крупных объектов назову торговые центры «Миркато», «7-ой континент», «Аризона», Торгово-офисный центр «Вегас» по пр. Гамидова, Спортивный комплекс по пр. Шамиля совместно с архитектором Нажмутдином Качаевым, музейный комплекс «Россия – моя история» с подземным торговым центром «05.РУ», торговый центр «Жемчужина» в г. Гудермесе. Недавно введен в эксплуатацию 7-этажный комплекс «Сафа» на углу Ермошкина и Ярагского.

Из жилых комплексов – жилой квартал на въезде в Каспийск для ООО «Вудглейд» и ООО «Каспий Сити», крупные жилые дома по ул. Дахадаева и Малыгина и много других.

Мечеть в селении Салта, мечеть по ул. Агасиева в г. Махачкале.

Огромное количество индивидуальных жилых домов и много других здании и сооружений. Перечислять все займет очень много времени.

В своем селении Годобери был сделан проект средней школы на 420 учащихся мест. Мои замечательные земляки заслужили новое здание школы, очень хочется, чтобы планы осуществились.

– Стоит отметить, что Ваше родное село Годобери у всех на слуху благодаря мужеству, самоотверженности и отваги его жителей, которые дали отпор бандам международных террористов в 1999 году.

– Верно. В 1999 году наше село принимало активное участие в боях с бандформированиями. За три дня было отбито около 8 атак вооруженных до зубов бандитов. Около 25-30 моих односельчан награждены орденами Мужества. А Дибиргаджи Магомедов удостоен звания «Герой России». Мне самому тоже пришлось участвовать в тех событиях.

– Исходя из Вашего опыта в профессии, каким должен быть ее носитель – архитектор, какие цели ставить перед собой?

– Некоторым образом архитектор отличается тем, что желает, чтобы та среда, в которой он работает и живет, была красивой. Всегда стремится к этому. В нем развито чувство красоты. И в силу этого, где бы ни работал, он собирается украсить окружающую его среду, внести в нее разнообразие.

Результат работы архитектора очень материалоемкий и от успешности реализованного им проекта зависит настроение всех жителей, обозревающих произведение архитектуры.

– Магомед-Расул Аминтазаевич, скажите, пожалуйста, что же такое архитектура в Вашем понимании?

– В жизни любого человека архитектура занимает прочное место – без нее немыслимо градостроительство. Она создает материально организованную среду, необходимую людям для жизнедеятельности в соответствии с современными техническими возможностями, авангардными течениями в искусстве и эстетическими воззрениями общества. Собирательно архитектурой также называют внешний облик зданий, сооружений, иногда и целиком сами здания.

Архитектура (лат. architectura от др.-гр. agxi – старший, главный и др. греч. tektwv – строитель, плотник) – искусство проектировать и строить здания и сооружения (также их комплексы, ансамбли, галереи).

Архитектурные объекты рассматриваются не только как произведения искусства, но и культурные, политические символы. Культура характеризуется своими архитектурными достижениями.

Различают стадии архаической архитектуры, античной или классической, средневековой и современной. Существует большое количество направлений и стилей архитектуры, таких как барокко, классицизм, готика, модерн и постмодерн, эклектика, функционализм, конструктивизм, ар-деко и т.д.

– Вы сказали, что объекты архитектуры являются не только произведениями искусства, но и в то же время культурными и политическими символами. Поясните, пожалуйста.

– Ну, например, серп и молот были символами СССР, свастика – символом нацистской Германии.

7 сталинских башен, построенных в Москве в честь Победы в Великой Отечественной войне, – политические символы архитектуры СССР.

Триумфальная арка в Риме, построенная в честь побед Цезаря, – это уже политический символ могущества Римской империи.

А символом дагестанской и вообще кавказской архитектуры я считаю горские жилые башни, которые были построены в основном как сигнальные и защитные сооружения.

– Какую оценку Вы бы дали современной дагестанской архитектуре в целом? В каком состоянии, на Ваш взгляд, она сегодня пребывает?

– О сегодняшней архитектуре можно сказать, что она динамично развивается, но ее состояние нас не удовлетворяет. Во все времена архитектура являлась визитной карточкой того или иного города, республики, страны. К сожалению, многие не понимают суть архитектуры. Кто-то в городе портит фасады зданий остеклением лоджий, балконов, кто-то меняет самовольно внешний вид домов. А ведь создавая проект, архитектор вкладывает в каждую линию какой-то смысл, который и теряется вследствие такого самостроя.

В настоящее время в Махачкале возводится много различных строений, к которым не прикоснулась рука архитектора, и считается, что это «шедевры» архитектуры, что в корне является неверным.

Очень важное значение имеет воплощение замысла архитектора, то, как он здание изначально запроектировал. Чаше всего застройщики в городе отклоняются от принятых проектных решений, которые впоследствии негативно отражаются на внешнем облике города.

– Кого бы Вы выделили среди дагестанских архитекторов?

– В первую очередь Рамазана Ахмедова, академика Санкт-Петербургской академии искусств и бывшего главного архитектора города Ашхабада. Также я назвал бы лауреата Госпремии Селима Ханмагомедова. Первый работал в стиле постмодернизма, второй – архаики. Оба достигли высот на своем поприще. Показательно, что Ахмедов развивал новые направления, шел в ногу со временем, тогда как Ханмагомедов ратовал за сохранение традиций архаичной горской кавказской архитектуры.

Уже зарождается и молодое поколение архитекторов. Среди современных молодых архитекторов я бы выделил Ису Магомедова. Пришлось нам вместе поработать в Управлении архитектуры Махачкалы. Позже он был главным архитектором г. Дербента. Магомедов не только талантливый организатор, но и профессионал высокого уровня.

– Отмечены ли Ваши труды на конкурсах?

– Мы часто участвуем в республиканских конкурсах, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов и всероссийских конкурсах в сфере архитектуры.

Так, в 2011 году наши работы отмечены дипломами I степени за инновационные проекты на Северо-Кавказском форуме архитекторов.

На международном конкурсе компании «Металл-профиль» наш проект – Спортивный комплекс в Дербенте – стал победителем в номинации «Уникальный спортивный комплекс» в 2015 году.

Проект «Историко-мемориальный комплекс “Ахульго”» получил диплом I степени на Международном профессиональном конкурсе Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) в 2019 году. А в этом году он получил главный приз, как я уже говорил, – Гран-при конкурса Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, проходившем в г. Нальчике 10 октября, в номинации «Культовые сооружения».

– Бывает ли у Вас свободное время и как Вы его проводите?

– Честно говоря, график очень напряженный. У нас архитектура и как хобби, и как работа, поэтому в основном ищу отдохновение в работе.

– Что Вы любите читать? Кого из современных российских и дагестанских писателей предпочитаете?

– Из классики предпочитаю «Войну и мир» Льва Толстого. Это грандиозное произведение, в котором более 500 героев. Работа гениального художника. Из дагестанских авторов, конечно, это Расул Гамзатов. Люблю также читать про историю Дагестана.

– В республике существует Союз архитекторов, каковы его функции?

– Правильное название – Дагестанская организация Союза архитекторов России, это общественная организация. Председателем Союза архитекторов является Увайс Камалов, я являюсь заместителем председателя.

Основная работа – защита интересов архитектуры и архитекторов. Без сомнения, организация, которая существует с 30-х годов прошлого века, приносит огромную пользу республике. В рамках Союза проводятся форумы, конкурсы, выставки, обсуждаются общие вопросы развития архитектуры.

Так, в 2023 году мы провели Форум архитекторов Северного Кавказа и Юга России, посвященный 100-летнему юбилею великого поэта Расула Гамзатова с участием президента Союза архитекторов России Николая Шумакова и других гостей в городе Дербенте. Все были в восторге от самого южного города России.

На сегодняшний день в Дагестанской организации Союза архитекторов России более 50 членов – это высококвалифицированные архитекторы с большим опытом проектирования. И, конечно, нам хотелось бы большей вовлеченности Союза архитекторов от Дагестана при решении значимых архитектурных вопросов на республиканском и муниципальных уровнях.

– Что нужно Дагестану для процветания, на Ваш взгляд?

– Прежде всего, мир, взаимопонимание, взаимотерпимость. Дагестан всё время являлся примером толерантности. У наших народов не было межнациональной розни. Народ у нас мудрый. Люди у нас экономически активные. И я уверен, что в дальнейшем будет хорошее развитие нашей республики.

– Кто был для Вас примером в жизни, вдохновлял Вас на творческие поиски?

– Как личность для меня примером мужественности, достоинства, чести является имам Шамиль. Примером с профессиональной точки зрения был Гаджи Магомедович Ганиев, участник Великой Отечественной войны, известный архитектор, который возглавлял Госстрой Дагестана, автор многих мемориальных комплексов. Один из них – «Белые журавли» в Гунибе.

– Ваш прогноз: будем ли мы, махачкалинцы, жить в городе-саде благодаря архитекторам или нас ожидает другая перспектива?

– Вопрос, конечно, сложный. Махачкала по темпам строительства опережает многие города, что дает архитекторам возможность проявлять себя с профессиональной точки зрения. Администрация города сделала многое для строительства дорог, проспектов, разбит новый парк возле озера Ак-Гёль, перестроен проспект Гамзатова, созданы аллеи во многих частях города.

Особо хочется подчеркнуть реконструкцию парка имени Сулеймана Стальского с привлечением средств известного земляка-мецената Сулеймана Керимова.

Архитекторов в республике очень мало, и руки до всего не доходят. Но я думаю, что мы общими усилиями сделаем Махачкалу и другие города благовидными. Одного желания архитекторов мало, нужно, чтобы население тоже захотело изменений, ибо каждый человек в душе архитектор.

В частности, хотелось бы, чтобы завершили благоустройство вокруг озера Ак-Гёль – в одном из живописных мест города Махачкалы.

– В заключение нашей беседы что бы Вы пожелали махачкалинцам и своим коллегам?

– По своему природному расположению Махачкала обречена быть привлекательным городом, и тут по-другому никак. Задача же архитекторов – влиться в естественный ландшафт города и не допустить ни в коей мере ничего наносного, что портило бы его виды «в профиль и анфас», что говорится. А это относится ко всем городам и населенным пунктам родного Дагестана.

Я желаю, чтобы все архитекторы были достойными этого высокого звания.

Материал РИА Дагестан


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.