РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Махачкалинская гимназия №4 – школа, доступная для всех

НИА-Дагестан

Shkola1В рамках решения проблем инклюзивного обучения и реализации программы «Доступная среда» в Махачкале продолжается реконструкция муниципальных объектов образования. Сегодня этим вопросам уделяется большое внимание со стороны руководства Дагестана и столицы республики.

Как рассказал начальник Управления образования администрации г. Махачкалы Тагир Мансуров, в городе создается безбарьерное пространство для особенных детей и возможности их обучения в образовательных учреждениях. Так, при проектировке и строительстве новых школ и детских садов учитываются условия программы «Доступная среда» с установкой и монтажом необходимых элементов программы: пандусов, поручней, переходов, штанг, подвесных трапеций, сделаны расширенные дверные проемы, пологие переходы, специально оборудованы классные комнаты и санузлы и т.д.

Кроме того, по словам начальника ГУО, на сегодня в классах коррекционного обучения образовательных учреждений г. Махачкалы обучается 478 детей с ограниченными возможностями здоровья. С целью их адаптации и интеграции в учебный процесс составлен список учреждений для оборудования по программе «Доступная среда» в 2016 году, куда было включено 25 дошкольных образовательных учреждений столицы и 10 общеобразовательных школ.

Стоит отметить, что в Махачкале функционирует общеобразовательная организация, реализующая программы инклюзивного обучения со специализированными классами для детей с церебральным параличом – гимназия №4. Еще в 2008 году здесь Детский Фонд ООН ЮНИСЕФ дал возможность организовать первый в Дагестане кабинет для детей с ДЦП на уровне мировых стандартов. Фонд также обеспечил необходимым оборудованием учебный класс и комнату релаксации.

Школа была отмечена как лучшее инклюзивное образовательное учреждение по Северному Кавказу, при которой проводились специализированные семинары для аналогичных учреждений в СКФО. Сейчас ЮНИСЕФ этим проектом не занимается и все надежды руководства гимназии и родителей на руководство города и Минобрнауки РД.

Школа № 4 была введена в эксплуатацию в 1956 году. Сегодня в четырехэтажном здании проходят обучение 680 детей по двум профилям – социально-гуманитарному и естественно-математическому.

Класс для детей с ДЦП не случайно создан на базе массовой школы. Это является принципом интеграции детей с ограниченными возможностями в систему образования обычных школ. Всё делается для того, чтобы не существовало социальной изоляции между детьми с ограниченными возможностями развития и нормальным психофизическим развитием ребенка.

В специализированных начальных классах гимназии №4 обучается 31 ребенок. Шестеро детишек с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение в 5–7 классах.

Школьное оборудование для детей-инвалидов – необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе с их сверстниками.

Первый этаж гимназии полностью оборудован и адаптирован для «особенных» детей. У входа в школу установлены пандус и кнопка вызова; коридоры по всему периметру школы оснащены стеновыми поручнями. Полностью оборудованы классные комнаты – специальными партами, стульями, шкафами и другой мебелью для детей с ограниченными возможностями. Мебель в классах расположена с расчётом на дополнительное пространство для свободного перемещения, что соответствует нормам и правилам. В каждом классе есть аквариумы, компьютеры, необходимые игрушки и другой школьный и игровой инвентарь.

Для отдыха и релаксации детишек специальная комната отдыха, где они могут поиграть, потанцевать, петь, заниматься гимнастикой, а если устали, то прилечь отдохнуть. Специально оборудован и школьный туалет, в котором одна специализированная туалетная кабинка для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе инвалидов-колясочников).

Помимо этого, в школе функционирует поликлиника, в которой профессиональный медперсонал, а также психолог и логопед. Здесь дети могут пройти все необходимые процедуры, начиная от оказания первой помощи и до получения прививок. Школа также располагает инвалидными колясками.

Дети находятся в гимназии полный день, получают полноценное двухразовое питание в школьной столовой. С ними работают опытные учителя, воспитатели, врач-невролог и врач-ортопед.

Все учителя и воспитатели имеют специальную подготовку, были участниками международных семинаров по работе с такими детьми в Москве, Астрахани, Нальчике, прошли курсы повышения квалификации при ДГПУ.

Несколько лет назад Министерство образования и науки РД подарило детям школьный автобус и специализированный микроавтобус «Газель», которые утром привозят детей в школу, а вечером после занятий развозят по домам. Маршрут автобуса составлен так, чтобы было удобно детям и родителям, и утвержден в ГИБДД. Детей обязательно сопровождает воспитатель. Школьный автобус удобен при посещении детьми театральных представлений, экскурсий, различных городских мероприятий.

Директор гимназии Ирина Пашук не раз с сожалением отмечала, что ежегодно пятеро детей после окончания начальной школы переводятся на домашнее обучение или в Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов. Это объясняется тем, что с переходом в среднее звено школы детям с ограниченными возможностями становится трудно учиться по кабинетной системе, а на сегодня гимназия не располагает возможностью для продолжения обучения таких детей.

Для решения данной проблемы и в помощь гимназии №4 Министерство образования и науки РД изыскало возможность выделения средств для оборудования лифтом и строительства перехода из здания школы в корпус, где располагается столовая.

На сегодня уже начаты ремонтные работы по строительству дорожки от основного корпуса школы к столовой и установлен пандус перед ее входом. Также подготовлено и залито бетонной смесью место под шахту, где в скором времени будет оборудован специализированный лифт, с помощью которого ученики с ограниченными возможностями смогут легко подняться на нужный этаж и попасть в любой кабинет, сообщает управление пресс-службы г. Махачкалы.

По словам директора гимназии Ирины Пашук, работы по установке и монтажу лифтового оборудования в здании школы будут завершены к началу октября. Руководство и персонал школы уверены, что это станет хорошим подарком для детей и их родителей в новом учебном году, и выражают надежду на то, что особенные детишки смогут продолжить обучение в стенах гимназии вместе со сверстниками.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.